Отчет о поездке в Прагу

День 4 (утро) - Групповая экскурсия по Праге с экскурсоводом

Только на 4 день нашего пребывания в этом чудесном городе, мы, наконец, увидим Прагу – основные достопримечательности, вместе с прекрасным гидом!

Наша экскурсия началась в 9.30 утра от Национального музея. По Вацловской площади мы пошли вниз, останавливаясь во всех интересных местах и слушая замечательные рассказы!
Вацлавская площадь и памятник Святому Вацлаву.

   

Конная статуя Вацлава на Вацлавской площади страны является одним из олицетворений Праги, и едва ли не самым узнаваемым объектом Чешской Республики. Это самое распространённое место встреч. Тут назначают свидание, начинаются экскурсии, встречаются, в случае если потерялись.  Статуя выполненная в стиле монументального реализма и исполненная героического пафоса.

   

Статуя Вацлава вдохновила знаменитого современного чешского скульптора Давида Черного на создание своеобразной пародии на главный памятник страны. В 1999 году был открыт монумент под названием «Перевернутый конь», изображавший Вацлава с тем же копьем и в тех же доспехах, но только сидящим на брюхе подвешенного за ноги коня. 

   

   

Далее, разными улочками, мы вышли к улице На Пршикопе. На Пршикопе считается главной пешеходной и торговой улицей чешской столицы. Она простирается от Вацлавской площади до площади Республики.
Название «На Пршикопе» переводится как «На Рве». Когда-то давно по этой территории проходил ров, являющийся элементом укрепления Старого города. Муниципальные власти должны были его засыпать после постройки Нового города, но не сделали этого по неизвестным причинам. Ремесленники выбрали ров в качестве места для открытия своих мастерских: ювелирных, стеклодувных и прочих. Так появилась улица На Пршикопе.

   

В середине XVI века она стала очень грязной и опасной: в ров стекались нечистоты из дворянских домов, кроме того, здесь собирались преступники. А в XVIII столетии в шестиметровую яму одна за другой начали падать кареты вельмож. В итоге пршикопские жители написали коллективную жалобу, и ров засыпали. На его месте посадили каштаны, а улицу стали называть «В старых аллеях». Первоначальное имя вернулось к ней в 1871 году.

Позже, когда этот район застроили небольшими кафетериями, особняками и отелями, он стал излюбленным местом пражских немцев. Также известно, что в гостиницах «У голубой звезды» и «У черного коня» в свое время останавливались такие великие люди, как Достоевский, Берлиоз, Шопен, Паганини, Григ, Вагнер и другие. Впоследствии во времена первой республики большинство этих зданий было снесено, а вместо них построили банки и торговые пассажи.

Современная улица На Пршикопе – это пешеходный проспект, где старинные здания соседствуют с застройками в стиле хай-тек. На ней расположены уютные кафе, хорошие рестораны, банковские отделения, современные кинотеатры, большие торговые центры и маленькие лавочки.

На Пршикопе сохранилось несколько очень интересных старинных построек, которые сейчас живут новой жизнью – это бывший универмаг «Хаас», «Славянский дом» и дворец Сильва-Тарукки.

Здание первого в Праге универмага «Хаас» было возведено в 1872 году. Австрийский архитектор Теофил фон Хансен оформил небольшой магазин очень помпезно: он украсил его величественным статуями и колонами с коринфскими капителями. 

   

«Славянский дом» – это дворцовый комплекс с изящным фасадом и французским садом. Он был построен в XVII веке архитектором Жаном Батистом Матэ для графа Жана Вернье де Ружмон. Свой современный вид здание обрело в конце XVIII столетия: его барочный облик был дополнен множеством классических элементов. В 1873 году дворец стал официально называться «Немецким домом». В нем располагались ресторан, казино и зал для разнообразных мероприятий. Внутрь пускали только немцев.

«Славянским домом» здание стало только после 1945 года. Сегодня в нем размещаются магазины, а также кинотеатр с девятью кинозалами, игровая площадка для детей, рестораны итальянской и монгольской кухонь.

   

Небольшой изысканный дворец Сильва-Тарукки был возведен в середине XVIII века архитекторами Динценгофером и Лураго. Он примечателен лепными украшениями на фасаде и лестницей, которые выполнены по эскизам Платцера в стиле рококо. Внутри барочное здание украшено фресками Молитора и Амброзио.

На торговом променаде замечательно смотрится церковь Святого Креста, построенная в начале XIX века и известная своей копией Туринской плащаницы.

   

Две новоместские улицы — На Пршикопе и Индржижскую соединяет под прямым углом улица Неказанка. О ее появлении рассказывают следующее.

Строительство Нове-Место шло быстро, и Карл IV лично следил за исполнением планов. Чтобы город быстро развивался, король приказал каждому владельцу нового участка приступить к строительству своего дома не позднее, чем через месяц, и поселиться в своем доме не позднее, чем через полтора года после получения земли. Новые жители освобождались от уплаты налога на 12 лет, и королевские указы постановили перенести из Старе-Место в Нове-Место мастерские кузнецов, колесных дел мастеров, бондарей и слесарей. Нове-Место росло, и король часто посещал бойкую стройку: наблюдал, насколько старательно работают каменщики, плотники, как появляются новые улицы, рынки и площади и строго следил, чтобы землемеры работали строго по чертежам.

Однажды король вернулся из далекой поездки и, едва отдохнув, поспешил к новым городским стенам, чтобы посмотреть, как они выросли за время его отсутствия. Медленно проезжая в седле вдоль городских укреплений к Горским воротам, как тогда называли Пороховую башню, он наблюдал за движением на стройке. 
Перпендикулярно укреплениям тянулась узкая улочка, которую он не мог узнать, сколько ни вспоминал планы и чертежи. Король позвал строителя, велел показать чертежи и на самом деле увидел, что улица на чертежах не обозначена. Строго велел, чтобы к нему без промедления пришли все землемеры и строители, и решительно потребовал объяснения, что это за улица и кто им ее велел строить.

Строители сначала увиливали, не решались сказать правду, а потом, увидев неизбежность ответа, признались: «Никто нам не приказывал, чтобы мы заложили эту улицу, и в планах ее не было. Но мы подумали, что она тут была бы полезна, чтобы не пришлось много обходить и объезжать. Если потребуешь, мы тут же ее разрушим, чтобы было по Твоей воле». Король задумался, осмотрелся, проехал по улочке, остановился около землемеров, перестал хмуриться и кивнул: «Оставьте ее, а как вы ее разместили, пусть называется Неказанка (неприказанная), и это название останется навсегда». Так и стало.

   

Театр Гиберния — Divadlo Hybernia. Здание театра в неоклассическом стиле, расположенное на площади Республики напротив Муниципального дома, имеет долгую и бурную историю.

Еще до того как император Карл IV построил Новый Город, на этом месте находился монастырь святого Амвросия, основанный, предположительно, в 1355 году. Во время кровопролитной Тридцатилетней войны (1618–1648), начавшейся с национального восстания в Праге, сооружение было разрушено и обезлюдело. Масштабный конфликт между протестантами и католиками, перекроивший карту Европы, завершился воцарением императора Священной Римской империи Фердинанд II в качестве короля Чехии. Будучи яростным поборником католической веры, император из династии Габсбургов отдал земли опустевшего монастыря ирландским францисканцам в 1623 году.

Монахи-францисканцы проникли в Чехию еще в начале XVII века, после того как генеральный министр ордена Франциско де Соуса, путешествуя по Европе, оказался в Праге и был пленен руинами ареала Девы Марии Снежной. Ирландцы, или гиберны по латыни, обратились с просьбой к императору передать их ордену эти земли для основания нового монастыря. Здания стали возрождаться из руин еще до окончания Тридцатилетней войны, и к середине XVII века прилегающая территория получила название «У Гибернии», так как Ирландия по-латински называется именно так.

В 1627 году в бывшем здании монастыря святого Амвросия был открыт университет «Непорочного зачатия Девы Марии», в котором послушники могли получить философское или теологическое образование. В 1664 году генеральный капитул повысил ранг университета до учебного центра международного значения, и к концу XVII века он приобрел европейскую известность. В период расцвета здесь проживали около тысячи францисканских монахов, и монастырь постоянно расширялся и обновлялся. Над бывшей капеллой святого Яна Непомуцкого была устроена библиотека, а само здание монастыря было перестроено в барочном стиле. Впоследствии оно было сильно повреждено прусскими войсками.

В результате церковной реформы императора Йозефа II, повелевшего упразднить все те монастыри и духовные ордена, которые не способствовали делу народного просвещения или здравоохранения, монастырь Девы Марии Снежной был упразднен в 1785 году. С тех пор в доме «У Гибернии» никогда больше не размещались религиозные учреждения. В конце XVIII века в нем располагалось Чешское театральное сообщество. В 1806–1811 годы венские архитекторы Луи Монтойер и Йохан Фишер перестроили здание в современном классическом стиле и добавили к бывшему монастырю внушительный фасад.

   

В XX веке бывшая католическая обитель использовалась в качестве выставочных помещений, а в послевоенные годы пришла в запустение. В начале 2000-х годов театральный проект «Гиберния» взял под опеку полуразрушенное здание и провел в нем полномасштабную реконструкцию. Алтарная часть была заменена сценическим пространством. Сегодня театр предлагает зрителям незабываемые впечатления: атмосфера старинного храма, зал на 1000 мест, оснащенный современным визуальным оборудованием, два ресторана и 4 бара, в которых можно приятно провести время до и после спектакля, и, наконец, великолепная панорама города, открывающаяся с крыши здания.

Так, неспеша, мы подошли к Пороховой башне. По пути нам встретилось много ретроавтомобилей, которые катают всех желающих.

Пороховая башня — безмолвный свидетель событий, проходивших в Праге на протяжении последних семи веков. Это здание помнит осаду прусской армии и блеск королевского двора, бомбардировки и коронации правителей. Сооружение, которое когда-то называлось «Ободранными воротами», стараниями лучших архитекторов и художников превратилось в один из самых восхитительных образцов средневековой готики, украшенный скульптурами королей, ангелов, гербами чешских городов и библейскими сценами. К вершине Пороховой башни ведет винтовая лестница из 186 каменных ступенек. Обязательно поднимитесь сюда, чтобы окинуть взглядом Площадь Республики и Старый город и поддаться очарованию древней, но вечно молодой и прекрасной Праги.

   

И вот, наконец, мы на Староместсткой площади. Староместскую площадь без преувеличения можно назвать душой и сердцем Праги. Здесь царит своя неповторимая атмосфера, которая складывается из многочисленных кафешек, всегда занятых людьми всех рас и национальностей, из сидящих прямо на брусчатке молодых людей, выступающих здесь многочисленных уличных артистов и «живых статуй», из неповторимой архитектуры окружающих площадь зданий, из умопомрачительных смесей запахов жареного мяса, корицы и других специй от трдельников. Здесь полно туристов, зевак, прохожих в любое время суток: хоть днем, хоть ночью.

Староместская площадь — одна из самых старых площадей города. Впервые она упоминается еще в 12 веке как рыночная площадь, расположенная на пересечении значимых торговых путей. По этой же площади шли и процессии во время коронования чешских королей. Завершались подобные процессии в Пражском граде на другом берегу Влтавы, поэтому путь по Старому граду и Пражскому граду через Карлов мост часто называют Королевским.

   

Самая главная достопримечательность площади — это, безусловно, часы Орлой (Пражские куранты). Расположены они на ратуше 14 века, их создали в начале 15 века часовые мастера Микулаш Кадан и Ян Шиндель. Ежедневно каждый час огромное количество народа стекается к этим часам, чтобы увидеть небольшое средневековое кукольное представление — скелет с колокольчиком и песочными часами в руках, символизирующий смерть, фигуры, изображающие различные пороки (глупость, жадность, обжорство и т.д.), качают головой, руками, движутся; а в двух окошках появляются поочередно двенадцать апостолов. В конце всего действа кукарекает золотой петушок. 

Существует легенда, что в тот день, когда апостолы не появятся, Чехию ждет большая беда.
Фигурки были установлены на часах только в 17 веке, самым первым элементом часов был верхний циферблат, представляющий собой астролябию, если быть точнее — астрономические часы. Нижний циферблат — это календарь, показывающий один из двенадцати месяцев года. Часы украшены многочисленными символическими фигурами, скульптурами, изображениями, разгадывание и описание которых займет несколько часов. Главный смысл, который должен уяснить каждый — это сколь скоротечно время и коротка жизнь.

   

Как и многие площади средневековья, Староместская была не только местом торговли, представлений и торжественных процессий, но и местом казней. Здесь были казнены в разные годы вожди народных восстаний, которых в Чехии было немало. Сегодня в центре площади стоит памятник народному герою Чехии, борцу за реформацию и за права чешского народа — Яну Гусу. Сожжен он был не в Праге, а в Констанце, но его сторонники подняли в Чехии восстание, результатом которых стали долгие и кровопролитные гуситские войны.

На Староместской площади казнили последнего предводителя гуситов — Яна Рогача и его сторонников. Памятник Яну Гусу был поставлен на площади спустя 500 лет после его казни, в 1915 году. Гус предстает здесь с гордо поднятой головой, ведь он не отказался от своих убеждений и взглядов. И, несмотря на то, что подавляющее большинство чехов — католики, а Гус был еретиком и предшественником Реформации, чехи почитают его как национального героя.

   

Ну и наконец, самое примечательное здание Староместской площади, можно сказать, ее символ и доминанта — Храм Девы Марии перед Тыном, который невозможно спутать ни с каким другим благодаря двум характерным башенкам, выполненным в стиле чешской готики. Кстати, ориентируясь по этим башенкам, вы без труда найдете дорогу к Староместской площади с Вацлавской площади, от площади Республики или с любой близлежащей улицы.

Откуда пошло такое название храма? Дело в том, что за Староместской площадью, если идти в сторону Пороховой башни (заходя за описываемый храм), находится небольшая площадь, или внутренний двор — Тын, где жили и вели свои дела купцы, и находилась таможня. Поэтому храм и стал называться — «перед Тыном» или просто — «тынский храм». Его строительство относится к концу 14 — началу 15 веков, а архитекторами были те же зодчие, которые возводили главный собор Чехии — Собор святого Вита: Матье Аррасский и Петр Парлеж. Долгое время Храм Девы Марии являлся главным собором гуситов Праги, потом в 17 веке его отобрали иезуиты. На сегодня это один из самых узнаваемых символов Праги и главная приходская церковь района, называемого Старе место (Старый город).

   

Этот собор отличается одним из самых богатых внутренних убранств, над которым работали многие известные чешские и иностранные мастера. В нем похоронен знаменитый чешский астроном, мистик и алхимик Тихо Браге.
Помимо Ратуши и храмов святого Микулаша и Девы Марии на площади есть много чего посмотреть. Здесь множество зданий в самых разных стилях: от готики и раннего ренессанса до барокко и рококо. Но даже не в этом заключается дух этого места, а в той свободе и непринужденности, которые здесь царят, удивительно сочетаясь с настроением какого-то средневекового праздника, ярмарки или балагана (в хорошем смысле). Здесь и фокусники, и укротители змей, и «живые статуи», готовые испугать прохожих в самый неожиданный момент, и музыканты, исполняющие музыку всех стилей — от классики и джаза до регги и совершенно невообразимого и захватывающего чешского фолка.

   

   

Далее на автобусе мы перебрались на другой берег Влтавы и оказались у ворот Пражского Града.
Пражский Град — самая большая крепость Чехии, протянувшаяся вдоль вершины холма на левом берегу Влтавы. Это крупный историко-политический и культурный центр страны, основанный еще в 9 веке. Пражский Град занесен в список культурного наследия ЮНЕСКО и Книгу рекордов Гиннеса как самая большая президентская резиденция и самый большой замок в мире. Комплекс дворцов и храмов занимает площадь более 7 гектаров, так что будьте готовы увидеть здесь многое.

   

Пражский Град был основан около 880 г. князем Борживоем из династии Пршемысловичей. Замок на высоком холме над Влтавой служил резиденцией чешских князей и местом пребывания епископа Праги. Первым каменным зданием в замке был храм Девы Марии, остатки которого сохранились до наших дней. В X веке были основаны базилика и монастырь Святого Георгия. Доминирующее здание - собор Святого Вита – был основан в XI веке. В его стенах короновали и хоронили правителей Чехии, а также архиепископов Праги.

Период правления императора Карла IV в середине IV века являлся пиком процветания Пражского града - замок стал императорской резиденцией правителя Священной Римской империи. Королевский дворец был перестроен, укрепления усилены, а собор Святого Вита реконструирован в стиле готических французских соборов. Расширение замка продолжалось также во время правления его сына Вацлава, но с началом гуситских войн замок был заброшен. Лишь к концу XV века, когда в Пражском граде обосновался король Владислав Ягеллонского, комплекс был восстановлен, добавлены новые сторожевые башни и построен грандиозный зал Владислава - один из первых примеров ренессанса в Чехии.

С приходом к власти династии Габсбургов в 1526 году началась перестройка Пражского замка в стиле Возрождения, который вошел в моду в Европе. Королевская семья переехала в Вену, а Пражский Град служил главным образом для отдыха. Был построен отель Royal Garden, дворец Бельведер и Бальный зал.
Реконструкцию завершил император Рудольф II, который хотел превратить замок в элегантный центр власти, привлекающий иностранных художников, ученых и дипломатов. В северном крыле дворца и в Испанском зале разместили огромные императорские коллекции искусства и науки.

После падения Австро-Венгерской империи в 1918 году в Пражском Граде приветствовали первого президента Чехословакии. После 1989 года часть замка была впервые открыта для общественности. Сегодня Пражский Град является резиденцией президента Чехии и самой посещаемой достопримечательностью Праги.
Пражский Град состоит из трех дворов, где находится множество дворцов, храмов и монастырей всех архитектурных стилей последнего тысячелетия. В музеях хранятся королевские драгоценности, христианские реликвии, ценные произведения искусства и ряд важных исторических документов. Здесь вы также увидите картинную галерею с коллекциями Рудольфа II, музей игрушек и великолепные сады.

   

Вход в Пражский Град с Замковой площади ведет через ворота со статуями титанов (XVIII век) в первый двор - "Двор Почета". Здесь находятся парадные залы замка: тронный зал и Испанский зал (открыты для посещения во время национальных чешских праздников).

Ворота Матиаса (XVII век) ведут во второй двор, в центре которого расположен фонтан Леопольда в стиле раннего барокко. С одной стороны вы увидите часовню Святого Креста (XVIII век) со старинными библейскими росписями. С другой стороны – галерею картин Рубенса, Тициана, Веронезе и других известных художников. С северной стороны - Императорскую конюшню и выставочный зал.

Главная достопримечательность третьего двора - собор Святого Вита (XIV век) с мавзолеем чешских королей. Здесь также находится часовня Святого Вацлава, украшенная готическими фресками с драгоценными камнями.

   

   

Далее вы попадете на площадь Святого Георгия, где расположен старый королевский дворец. Этот дворец являлся домом чешских королей на протяжении нескольких веков. За ним расположен первый чешский монастырь - монастырь Св. Георгия (X век), где ныне открыта постоянная экспозиция Национальной галереи в Праге.
Базилика святого Георгия  — старейшая сохранившаяся церковь на территории крепости Пражский Град. 

Заложена в 920 году князем Вратиславом I в честь святого Георгия Победоносца. Вплоть до конца XIV века, пока не появился Собор святого Вита, базилика играла роль главного христианского сооружения Праги и служила усыпальницей для представителей княжеского (а затем и королевского) рода Пржемысловичей.

   

Затем мы спустились по Золотой улочке - живописном переулке с маленькими разноцветными домиками XVI века. Согласно легенде, здесь жили алхимики, которые умели превращать камни в золото. Здесь также находится бывшая резиденция бургомистра Праги, а ныне выставочный зал и музей игрушек.

На южном склоне ниже Пражского Града оказались роскошные исторические королевские сады с красивой летней резиденцией чешских королей в стиле ренессанс. Всей красоты, мы к сожалению не увидели, т.к. зелени еще не было, но мы все представили.

   

Дальше пешочком, мы спустились к острову Кампа и вышли на замечательный мостик. Небольшой мост через речку Чертовку считается самым старейшим на острове Кампа и самым любвиобильным. Именно из-за своего возраста и удачного положения возле Велкопржеворской водяной мельницы, этот мостик получил название Мост Влюбленных. Резные прутья из металла, великолепный вид вращающегося колеса водяной мельницы, присматривающий за «посетителями» водяной – все это создает действительно романтичное настроение. Мост настолько небольшой, что подходит разве что для светских прогулок с фотографированием и поцелуев — длиной всего 20,5 метров и шириной 4,3 метра.

   

Велкопржеворская (чертова) мельница – это водяная мельница, мельничное колесо которой когда-то вращалось при помощи реки Чертовки (сейчас это все декоративное).

Район Чертовки не зря называют Пражской Венецией - в этом можно убедиться, увидев, как дома практически "растут" из воды. Естественно, что такое место не может обойтись без собственных баек и побасенок.

Само название речушки окружено мистическим ореолом. То ли владелицей мельницы была настоящая ведьма, по заказу которой на фасаде здании нарисовали чертей, мельницу назвали Чертовой, речку Чертовкой. То ли основанием для такого названия послужила история дочки мельника, вертихвостки, которая, чтобы попасть на королевский бал, продала душу дьяволу. Девицу, видимо, черти унесли с собой, ну а мельница и речка получили свое законное название. По правде сказать, таких историй на каждое средневековое здание можно набрать как минимум с десяток. 

   

18.01.29: 291
Яндекс.Метрика