Отчет о поездке на Чукотку

Часть 2: день 12-17 июля (ожидание в Билибино КАМАЗов до Эгвекинота)

Билибино – город атомщиков, горняков, дальнобойщиков.

В Билибино мы въезжаем в 2 часа ночи 12 июля. Улицы светлы как днем, но пустынны. Город, в котором нам предстоит провести почти неделю, спит. От Анюйска мы удалились на 258 км. Вахтовка высаживает нас на окраине около недостроенного жилого дома. Встает вопрос, где приклонить голову (не на улице же ставить палатки).

Костя с Даней быстро находят верное решение. Мы поднимаемся на 5-й этаж «долгостроя» и на одну ночь становимся его жильцами. Преимущества налицо: нет комаров и любопытных глаз. Быстро разбиваем палатки. Конечно, цементный пол - не перина, но – пора спать!

Утро встретило нас прекрасной погодой. Наскоро перекусив, мы созвонились с «заинтересованными» лицами, и направились в турклуб «Азимут».

Директор Детско-юношеского досугового центра, с которой наш руководитель Костя связался заранее, поселила нас на турбазе.

Условия – просто комфортабельные: кровати в два яруса (как в общежитии), посуда, возможность умыться и помыться.

Если учесть, что, как это принято на Чукотке, денег здесь не берут, то такая жизнь смахивает на сказку. Готовили мы на своих примусах. Без них такие бывалые путешественники, как Даня и Костя, не пускаются в дальнюю дорогу.

 

 

Мы пробыли в Билибино 6 дней (с 12.07 по 17.07) в ожидании рейса дальнобойщиков в сторону поселка Эгвекинот, который расположен на берегу Тихого океана (в бухте Креста). Нас с ним разделяет почти тысяча километров. В этом году даже сейчас, в начале июля, «навигация» на КАМАЗах еще не началась.

Это связано с поздней весной и высоким снежным покровом, таяние которого привело к большому паводку на местных реках. К этому добавились продолжительные дожди в верховьях рек, которые нам предстоит пересекать.

Все шоферы дальних рейсов ждут, когда спадет вода. От рейсов зависят их заработки. А население ждет привоза товаров из портов. В общем - всеобщее ожидание.

Вынужденная задержка позволила нам подробно ознакомиться с городом. Видимо, не стоит здесь вести мониторинг дней нашего проживания (с обедами, магазинами, хозяйственными делами). Лучше остановиться на посещении памятных мест и на встречах с интересными людьми. Так и сделаем.


Справка: История заполярного Билибино, одного из трех городов Чукотки, начинается в 1955-м году. Именно тогда "ребята семидесятой широты" – разведочный отряд Н.Маковского – встали лагерем на реке Каральвеем и открыли в долине первую золотую россыпь. 

Началось строительство базы геологоразведчиков. Протянули зимник с Колымы, из порта Зелёный Мыс. Уже в следующем году геологи решили присвоить посёлку имя своего коллеги Ю.Н.Билибина, первооткрывателя "Золотой Колымы".

В декабре 1958-го был организован прииск его же имени, а в 1959-м в закрома Родины пошло первое золото Западной Чукотки. Кстати, примерно в это же время чуть севернее и восточнее, ближе к Певеку, происходили события, легшие в основу культового романа Олега Куваева "Территория" – открытие золотых россыпей реки Ичувеем.

Город расположен при впадении реки Каральвеем в реку Большой Кепервеем (бассейн реки Колымы) с левой стороны. Расстояние до столицы Чукотки Анадыря - 653 км, а до столицы России Москвы – 6500 км.

Население Билибино в 2014 году составляет 5588 человек, а в лучшие годы оно достигало цифры 16 тыс. Статус города Билибино получил 28 июня 1993 года. Раньше в городе базировалось одно из крупнейших золотодобывающих предприятий СССР — Билибинский горно-обогатительный комбинат, а также Анюйская геолого-разведочная экспедиция.

Ныне предприятия не работают, заброшены и разграблены. Добыча россыпного золота в районе Билибино осуществляется небольшими старательскими артелями. Сейчас в 20 км от Билибино разрабатывается крупное коренное месторождение золота (рудник «Каральвеем»).

Билибино соединено с посёлками района, приисками, городом Певеком и поселком Эгвекинот многочисленными грунтовыми дорогами и зимниками. Воздушное сообщение с городом осуществляется посредством аэропорта «Кепервеем», построенным в 1963 году. Сюда из города проложена 36-километровая круглогодичная автодорога IV категории с твёрдым (грунтовым) покрытием.


Город расположен в котловине, окруженной сопками, и заросли лиственницы начинаются сразу за крайними домами. Здесь нет пригородной зоны, а развалины старого поселка Кепервеем находятся за чертой города и сейчас необитаемы.

Углубляться в сопки далеко и в одиночку не стоит, чтобы избежать возможной встречи с медведем. Это не «пугалки», а здешняя реальность. Но два памятных места в окрестности Билибино необходимо посетить. Речь идет о Билибинской АЭС и смотровой площадке на сопке «Любви» с расположенным там же комплексом телестанции «Орбита».

Билибинская атомная электростанция (БАЭС) или «Атомка», как ее здесь называют, расположена в «шаговой доступности». Туда ведет хорошая дорога, по которой автобусы развозят рабочие смены. Но мы выбрали пеший путь напрямик, благо это всего 2-3 км.

Жарко, погода 13 июля стоит по-настоящему летняя (Т=25 градусов). Мы пересекаем по одному из 5-ти мостов реку Большой Капервеем, которая протекает сразу за городом. Сегодня воскресенье, и на галечных отмелях полно отдыхающих. Много детворы и мам с колясками.

Правда, купающихся мало (отмели, течение быстрое, да и вода холодная), но шашлыки на свежем воздухе любят все.

Берег реки со стороны города оформлен достойной набережной, с которой любители ловят рыбу.

Через час выходим на развилку: налево пойдешь в БАЭС попадешь, направо пойдешь – на аэродром попадешь. Он раположен в селе Кепервеем, родоначальнике города Билибино. Нам – налево.


Справка: Билибинская АЭС общей мощностью 48 МВт, обеспечивает город электрической и тепловой энергией. Первый блок с реакторной установкой ЭГП-6 был выведен на запланированный уровень мощности 12 января 1974 г.

БАЭС является единственной в зоне вечной мерзлоты атомной электростанцией и успешно снабжает энергией половину Чукотки, в том числе Певек, Анюйск и якутский Черский. Она - филиал «Концерна Росэнергоатом».

В 2011 году принято решение о начале вывода из эксплуатации этой станции, начиная с 2019 года. В поселке АЭС строится Базовый склад топлива, необходимый для снабжения проектируемой Дизельной электростанции, которая, в свою очередь, необходима для начала вывода АЭС из эксплуатации (планируемый срок начала строительства — 2015 год). Для снабжения города электро и теплоэнергией проектируется возвести отдельный энергокомплекс.

Полноценным преемником БАЭС станет плавучая атомная электростанция, расположенная вблизи города Певек, а Билибино с использованием той же самой ЛЭП превратится из поставщика в потребителя электроэнергии.


На развилке возвышается красивое сооружение – символ города Билибино с характерным знаком мирного атома и годом рождения города - 1958. Наша неугомонная миниатюрная Женечка тут же устроила сеанс скалолазания, позируя среди огромных белых букв.

Дорога прекрасная, но идти тяжело: жарко, душно и комары не дают снять накомарники. Справа от дороги расположен знак, столь близкий сердцу старшего поколения. Это стелла со словами «Всесоюзная ударная комсомольская стройка».

Н.С. и М.М. вспоминают, как студентами МАИ, участвовали в освоении целинных земель в Казахстане в 1957 году. Сколько таких строек было по всей стране! И как охотно, с огоньком и весело, молодежь на них работала.

 

Конечно, на территорию БАЭС нас никто не пустил. Бетонные блоки, оставляющие только извилистый проезд для машин, преградили дорогу. Полюбовались мы издали нарядными зданими, и двинулись в обратный путь.

А вот следующую достопримечательность города – краеведческий музей - мы посетили и изучили с интересом. Музей в Билибино был создан в 1972 году по инициативе гидрогеолога Григория Сергеевича Глазырина.

Надо сказать, что вдали от больших городов местные краеведы часто, не дождавшись помощи властей, берут в свои руки создание таких очагов культуры. С подобным примером мы столкнулись в путешествии по Охотскому морю в 2013 году, заглянув в городок Охотск.

Прекрасный краеведческий музей в Охотске открыт в 1962 г. благодаря подвижнической деятельности его основателя Евгения Федоровича Морокова, краеведа и журналиста. И теперь носит его имя.

Музей в Билибино имеет такую же судьбу. В 2002 году ему присвоен статус муниципального учреждения культуры «Билибинский районный краеведческий музей им. Г.С. Глазырина». И музей носит имя своего основателя Григория Сергеевича Глазырина – бессменного общественного директора с 1972 по 1987 год и штатного директора – с 1987 по 1990-й до его кончины.

Григорий Сергеевич являлся почетным гражданином поселка Билибино, ему было присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР». Музейные экспонаты занимают несколько просторных залов. Каждый зал посвящен своей теме. Особенно интересен раздел палеонтологии.


Справка: Музей является единственным на Чукотке обладателем уникальной палеонтологической коллекции ледникового периода. Наиболее крупный представитель ледниковой фауны – мамонт. В музее можно увидеть уникальнейшие останки этого исполина, найденные в 1976 году на территории Билибинского района, на реке М. Анюй.

Уникальность данного экспоната заключается в том, что в вечной мерзлоте сохранился практически весь скелет: череп с нижней челюстью, бивни, локтевые и тазовые кости, ноги и два автоподия с останками кожи, шерсти и сухожилий.

Недавно фонды полнились реконструкцией мамонта в натуральную величину. Экспонат был подарен частным коллекционером - генеральным директором московского музея «Ледниковый период» Федором Шидловским. Стоимость чучела и его доставка в Билибино обошлись в сумму больше 3-х млн. рублей.


Макет взрослого мамонта (рост 320 см, вес 400 кг) подпирает потолок зала и представляет собой грандиозное зрелище. Одни бивни чего стоят!

Реконструкция годовалого мамонтенка натуральной величины очень фотогенична и популярна среди посетителей. Покров его выполнен из шкуры сарлыка (домашнего яка) коричневого цвета. Его чучело тоже подарено Шидловским три года назад.

В разделе геологии экспозиция отражает историю освоения Севера-Востока геологами-первопроходцами. Редкие документальные источники рассказывают о легендарных людях: Ю.А. Билибине, К.А. Иванове, Н.В. Маковском, С.Д. Раковском, И.Е. Рождественском, В.А. Цареградском, Г.С. Глазырине. Их имена навечно внесены в Книгу почета.

На стене изображена огромная карта полезных ископаемых Чукотки, где отмечены результаты их труда. Билибинский краеведческий музей им. Г.С. Глазырина занесен в Национальный реестр «Ведущие учреждения культуры России».

Жаркая погода звала в лес. По неизведанным маршрутам мы ходить опасались, а билибинцы советовали посетить сопку «Любви». Туда можно доехать даже на такси. Но это не для нас.

Из города идем сначала 2.5 км дорогой, по которой приехали из Анюйска, огибая подножие нужной сопки. А затем следует резкий поворот направо, и начинается плавный подъем еще на 1.5 км. По сторонам чудесный нетронутый лес. Лиственницы с мягкими зелеными лапами растут на сухом болоте. Но идти по такому лесу тяжело – ноги проваливаются в высокий мох.

В окрестностях очень много иван-чая. Красивый светло-фиолетовый бордюр цветов окаймляет все дороги. С каждым шагом верх раскрываются дали, и дышится легче. А вот и пологая вершина, на которой стоит крытая веранда – смотровая площадка. Мы находимся на высоте 704 м – месте с "простеньким" чукотским именем "Ирвиннейгинив" или, как его еще называют – сопке «Любви». Откуда такое название?

Как водится, есть несколько версий, одна романтичнее другой. Например, история связана с пожаром, который якобы выжег лес сопки на огромной площади по всему склону, обращённому к посёлку. А по форме горелый участок очень сильно напоминал сердце, как его рисуют теперь на «валентинках». И именно из-за этого огромного сердца, которое было видно из любой точки Билибино и «красовалось» долгие годы на восточном склоне, её и прозвали сопкой «Любви».

А скорее всего доступная сопка с хорошим лесом просто привлекала влюбленные парочки. И вид с нее на город действительно очень красив.

На той же сопке находится еще одно, ранее бывшее очень важным для города, сооружение: телецентр «Орбита».


Справка: «Орбита» - условное название наземных станций космической связи, образующих на всей территории страны единую сеть. Они передают и принимают для последующей ретрансляции программы Центрального телевидения (ЦТ) через спутники связи «Молния».

Первые 20 станций сети начали работать в 1967 году, а в 1973 году число их доведено до 40. С созданием «Орбиты» телецентры во многих отдалённых пунктах страны получили возможность транслировать программы ЦТ. 

Первоначально в советской системе космической связи использовались спутники «Молния-1», работавшие на дециметровых волнах. В 1972 году вступили в строй также станции «О-2», работающие на сантиметровых волнах со спутниками «Молния-2».

Действующая система космической связи СССР носит название «Молния-О». Помимо трансляции телевизионных программ, эта система служит также для дуплексного обмена информацией других видов. 


Мы возвращаемся в город, который уже хорошо изучили, но продолжаем удивляться раскрашенным в яркие цвета жилым домам, стоящим на сваях.

Необычная расцветка, как нам объяснили трогательный способ борьбы с депрессией, которой подвержен человек, находящийся долгие месяцы в условиях полярной ночи.

А сваи, поднимая дома над землей, создают воздушную подушку, которая препятствует подтаиванию вечной мерзлоты и оседанию дома.

В городе много маленьких магазинов. Ассортимент цен и товаров почти не отличаются. Хотя сами цены впечатляют. Билибино по официальной оценке – самый дорогой город России. Об этом с какой-то непонятной гордостью говорят сами жители.

Справедливости ради стоит сказать, что существует список социально-значимых продуктов питания по приемлемым ценам.

Об остальных можно прочитать в интернете, так что, не стоит это смаковать.

Видимо, все, кому не по карману здешняя жизнь, уехали. А остальные трудятся за хорошие деньги на добыче драгметаллов, обслуживают мирный атом или шоферят в дальних рейсах.

Через два дня после приезда судьба свела нас с еще одним путешественником, который стал членом нашей команды в пути до Эгвекинота. Это француз Francic Lamotta, для нас - просто Франсис. Какие только люди не бродят и не ездят по свету.

Наш француз – мотобайкер. Путешествует на прекрасном мотоцикле марки КТМ и уже объездил полсвета. На его счету Корея, Австралия, обе Америки. Вот теперь его потянуло в загадочную Чукотку.

По-русски он знает два слова, а франко- и англоговорящих людей на Чукотке немного. Но это его не смущает и даже помогает, ведь местные граждане видят в нем чудака и всегда готовы помочь.

Франсис оказался приятным легким человеком, и мы подружились. Общались через наших «англичан» Костю и Даниила.

Планы у него грандиозные. Выехав 25 мая из Гренобля, он через всю Европу и Россию добрался до Магадана, а далее, подобно нам, сплавился по реке Колыме и, наконец, оказался в Билибино.

Теперь он надеется попасть на мыс Дежнева, а оттуда через Берингов пролив переплыть на своей надувной лодке на Аляску, используя при этом мотоциклетный мотор.

Затея эта, конечно, невыполнима, во-первых, дорог от Эгвекинота до Дежнева попросту нет, а во-вторых, мотоцикл на надувной лодке в море – из области фантастики.

Мы не стали его огорчать своим недоверием. Как оказалось впоследствии, из Эгвекинота ему вместо Аляски пришлось улететь во Францию.

Но в письмах он сообщает, что не оставил свою мечту об Аляске через Чукотку.

Между тем наш деятельный руководитель Костя организовал встречу школьников Билибина с заезжим французом. Это было интересное мероприятие. Мы пришли в школу, где уже ждали ребята младших и средних классов.

Франсис в переводе Кости рассказал, как, где и зачем он путешествует, похвалил Россию за природу и город Билибино - за гостеприимство.

А потом началось обсуждение. Ребята, не смущаясь, задавали самые дельные, а также каверзные вопросы:

- сколько ему лет? (ответ: 54),
- за чей счет он путешествует? (ответ: за свой),
- сколько стоят его поездки? (ответ: в прошлом году он привез несколько тысяч фото и истратил 20 тыс. евро),
- видел он медведей по дороге? (ответ: к сожалению, не встретил),
- едят ли во Франции лягушек? (ответ: едят и это вкусно),
- есть ли у него дети? (ответ: двое 24–х и 22-х лет).

Допрос затянулся надолго. Дети тянули руки и вскакивали от возбуждения.

Последний вопрос задал один малышок: какие средства от комаров привез дядя из Франции?

На это, ко всеобщей радости, Франсис ответил, что ни одно французское средство на здешних комаров не действует, а наоборот, привлекает их.

Все были в восторге и с удовольствием вместе сфотографировались.

Бродя в длинный полярный день по городу, мы удивлялись планировке. Он состоит из двух макрорайонов «Мирный» и «Восточный» (мы живем в нем), разделенных большим полем, со странным названием «антенное».

Поле не ухожено и похоже на сухое болото, поросшее травой и редкими лиственницами. По нему проложена дорога из цементных плит, соединяющая макрорайоны.

Украшает этот пейзаж на окраине «Восточного» красивый православный храм в честь Серафима Саровского.

Первый православный приход в городе возник в 1991 году, через четыре года общине было предоставлено здание бывшего Дома пионеров.

Вскоре после этого было принято решение о строительстве нового храма на антенном поле. В 2009 году он был достроен и назван в честь преподобного Серафима Саровского.

В 2004 году в дни празднования столетия канонизации преподобного Серафима Саровского на Алискеровской сопке за городом воздвигнут Поклонный Крест.

Наш руководитель Костя – большой молодец! Он активно знакомит нас с жителями города.

После диспута в школе он организовал встречу с членами общества охраны культуры Малых народов Севера (МНС).

Такие ячейки есть в каждом населенном пункте Чукотки. Они могут объединять как людей одной нации, так и представителей нескольких. В Билибино в него входят чукчи и эвены всех возрастов.

Встреча состоялась в помещении комитета МНС, занимающего несколько комнат.

Наряду с работницами разных сфер, преобладают учителя. Мы познакомились с учительницей чукотского языка единственной на Чукотке кочевой школы.

А учительница Александра из села Колымское владеет 4-мя местными языками (чукотским, якутским, эвенским и юкагирским). По нашей просьбе она спела песню на всех этих языках.

Чукотский язык жив, хотя многие чукчи его уже не знают. Есть одно слово из чукотского языка, которое знают практически все россияне, большей частью даже не догадываясь об этом; всё это благодаря медвежонку Умке – герою из нашего детства. Оно как раз и обозначает белого медведя.

Забавно звучит приветствие на чукотском языке – «етти», что дословно переводится, как «пришёл». В ответ говорят – «и»! До свидания – «атау», спасибо – «велынкхыкун», пожалуйста – «ивке».

Фразу «Я тебя люблю» сразу запомнить вряд ли кому удастся – «Гымнан гыгыт ыльгу тыльгыркынигыт»!

За чаем завязалась оживленная беседа. Нашли общий язык наша Женя (она – нивха, представительница МНС острова Сахалин) и чукчанка Ирина Ивановна Рульгынкеу, живущая в приморском Эгвекиноте. Она гостит здесь у своей сестры.

Франсис с помощью Кости рассказал о своем пробеге на мотоцикле, а мы - о своем плавании по реке Колыме.

Наша поэтесса Женя читала свои стихи, а пожилая супружеская пара исполнила народные песни.

 

Мы приняли участие в специальных гимнастических упражнениях для чукотских детишек и с удовольствием рассматривали стенды с их рисунками, в которых преобладает тема солнца, снега и оленей.

 

 

 

 

 

На прощание все сфотографировались на память, а на следующий день мы были приглашены на обед в семью. Хлебосольные чукчи, видимо, поняли, как мы соскучились по настоящему обеду, готовя свою походную еду на спиртовых примусах.

Каждый день пребывания в Билибино мы ждали положительных известий о состоянии дорог и о возможности продолжить наш путь. И вот, наконец, 17 июля дождались. С автобазы, где паркуются и загружаются КАМАЗы, сообщили, что завтра отправляется первая пара машин, ведомая самыми опытными дальнобойщиками. И нас берут!

Пришла пора познакомиться с водителями. Мы отправились на автобазу, и были представлены Павлу Рагулину и Сане Волкову, с которыми Костя уже был знаком ранее. После обсуждений нам было предписано явиться утром к 8 часам в полной готовности и с запасом еды на несколько дней.

Особый разговор был с Франсисом по поводу мотоцикла, который придется поднимать в кузов при форсировании больших рек.

В последний вечер мы еще раз прошли по улицам Билибино, который стал городом благодаря открытию геологами месторождений «Золотой Колымы». Об этом напоминают вот такие «экспонаты» на улицах в виде каменной глыбы, прошитой буром насквозь.

Но главные признания и память отданы замечательному человеку Ю.А.Билибину, памятник которому открыт в 1968 году. Постаментом стал огромный валун ледникового периода весом около 20 тонн.

 

 

 

 


Справка: Юрий Александрович Билибин (1901–1952) – крупнейший советский геолог, внесший 20-30-х годах XX века исключительный вклад в теоретическое обоснование и открытие обширной Северо-Восточной золотоносной провинции, разработка которой до сих пор ведётся золотодобывающими предприятиями Магаданской области и Чукотского автономного округа.

Билибину удалось выявить ряд закономерностей в распределении золота, геологические причины образования месторождений, что связано с общим развитием и цикличностью геологических процессов Земли. В этом первейшая заслуга русского геолога Ю.А. Билибина, изменившего геологическое мышление.

Он определил возможные запасы Колымы в тысячу тонн. Прогноз более чем подтвердился - здесь было добыто около трёх тысяч тонн драгоценного металла. Специалисты считают колымские открытия Билибина неоценимыми для России по экономическим показателям, вплоть до того, что «если бы не Билибин, ходили бы мы все без штанов».

За открытие золотоносных районов на северо-востоке СССР Ю.А. Билибин в 1946 году получил Сталинскую премию СССР первой степени. В этом же году его избирают членом-корреспондентом АН СССР. Скончался он в 1952 году, едва перешагнув свой полувековой рубеж. Геологи до сих пор называют Ю.А. Билибина «золотым Моцартом».


В 10 часов утра 18 июля наша группа покинула Билибино. КАМАЗы взяли нужный курс на восток, чтобы через несколько дней доставить груз (и нас) к побережью океана в пос. Эгвекинот. Продолжение следует...

 

15.05.10: 2834
Яндекс.Метрика