Отчет о поездке на Чукотку

Часть 2: день 21-24 июля (ожидание в Эгвекиноте парохода до Анадыря)

Вечером 21 июля мы прибыли в морской порт поселок Эгвекинот. Он расположен на берегу залива Креста и открылся внезапно, как только камазы обогнули последнюю сопку.

Впервые после реки Колымы мы увидели большую воду. Сам залив представляет собой фьорд, вытянутый с юга на север на расстояние 16,2 км, шириной 1,8-4,0 км. Глубина в бухте составляет 35 метров. Наличие такой защищенной от бесчинств Тихого океана бухты является первым условием для морского порта.

Вторым условием служит наличие на берегу залива свободной от сопок ровной поверхности, достаточной для расположения большого поселения.

В этом Эгвекиноту тоже повезло. Правда, пригодная для заселения земля нашлась только на левом со стороны океана берегу залива.

 

 

 

Правый берег залива обрывается в воду отвесными скалами. Украшенные даже летом языками снега, они хорошо видны через залив с сопки Пионерская. Залив Креста - одна из самых уютных и защищенных бухт Берингова моря, в окружении гор высотой до 1500 м.

Существует два варианта чукотского названия посёлка: Эрвыкыннот – «острая твёрдая земля» или Эквыкыннот – «высокая твёрдая земля». Видимо, так виделась чукчам эта суша со стороны океана. Вот таким увидели мы впервые Эгвекинот при въезде в поселок.

Большегрузые машины не смеют пересекать поселок напрямую, а идут налево берегом по обводной дороге. Это первая (одна из многих) примета заботы администрации о населении, столь характерная для этого поселка.

Вот промелькнул мимо памятник. Павел удивленно пожимает плечами: прошлой осенью его не было (подробнее о нем ниже).

 

 

 

Наконец камазы тормозят на обширном поле-пустыре, в центре которого стоит красавец-храм, еще в лесах. Но их скоро снимут, а вокруг разобьют парк. Золотые купола эффектно выделяются на фоне неба и суровых сопок. Храм каменный, единственный на Чукотке.

Мы прощаемся с Павлом и Саней, как с друзьями, благодарим. Эти суровые ребята-дальнобойщики оказались щедрыми и заботливыми, показали нам красоту своего края. Спасибо им! Сейчас они едут на автобазу за новым грузом, а потом назад – в Билибино.

 

Теперь наша забота – Франсис. Мы говорим на разных языках. Но он жаждет объяснить окружающим свое желание попасть на Аляску, и мы, бросив свои рюкзаки и его мотоцикл, отправляемся в здание администрации поселка, которое находится рядом.

Честно говоря, согласно привычному опыту, мы приготовились «ходить по мукам» (просить, доказывать, ждать). А встретили доброжелательность и стремление помочь. Чудеса!

Франсиса взяли в оборот англоговорящие секретарши, а мы рассказали о своем путешествии из Билибино на камазах молодому заместителю главы района. Он воодушевился и даже обещал напечатать об этом в местной газете «залив Креста». Это издание имеет богатую историю. Достаточно проследить смену названия газеты, отражающие смену исторических реалий: 1947 год – первый номер газеты "Большевик Чукотки". 1954 год – газета переименована в "Сталинский путь". 1965 год – газета вышла под названием "Горняк Заполярья". 1994 год – газета переименована в "Залив Креста".

Поняв, что Франсис в надежных руках, мы вернулись к рюкзакам и занялись устройством ночлега. Как пригодилось гостеприимство милой чукчанки Ирины Ивановны Рультынкеу!

В Билибино она дала нам адрес своей квартиры и телефон Саши, которая убирает ее. И вот мы уже располагаемся в однокомнатной совсем пустой квартире, зато с телевизором и горячей водой! Страшно передать, во что превратились наши рюкзаки после тряски в кузове камазов. А ведь нам предстоит еще «цивильная» поездка на остров Врангеля, поэтому горячая вода – спасение.

Здесь мы проведем три дня, дожидаясь пароходной оказии, чтобы добраться до Анадыря. Этих дней оказалось явно недостаточно для осмотра Эгвекинота и знакомства с его живописными окрестностями.

С утра солнечно и тепло. Сейчас только установилось здесь лето, ушли июньские хмарь и туман. И комаров мало. С удовольствием осматриваем поселок. В нем на 1 января 2015 года насчитывается 3044 человека. Коренные национальности составляют по району примерно четверть (25%). Остальные – русские, а также большая диаспора украинцев.

Общий стиль архитектуры напоминает Билибино: цветная раскраска стен (против депрессии), мозаичные картины на торцах домов, бетонные дороги вместо асфальта.

Но здания поставлены на фундамент, без свай. Изредка встречаются брошенные дома, где вместо стекол в оконные проемы вставлена фанера с трогательно подрисованными рамами.

 

 

 

Очень много магазинчиков. Наблюдаются аккуратные яркие вагончики канадского типа (на ножках).

И вместе с тем Эгвекинот имеет «свое лицо». Это чувствуется в продуманных мелочах, которые создают поселку неповторимость. Например, некоторые дома наделены «индивидуальностью».

Вот над подъездом висит табличка с указанием, что это – «казачий дом», принадлежность «Всевеликого войска Донского». Ненавязчивое напоминание о роли казаков в освоении этого сурового края.

Или электрические фонарные столбы «под старину», напоминающие газовые, которые зажигали фонарщики.

 

А вот образчик современного декора, недавно появившийся в столице и уже дошедший сюда.

Это имитация цветущего дерева (например, японской сакуры) с помощью развешанных по стволам гирлянд электрических лампочек.

Все эти штрихи – не мелочи, а свидетельство внимания власти к людям, стремление воспитать вкус, привить любовь к своему дому. Мысленно мы аплодировали местным чиновникам. Среди них особенно выделяется заместитель по социальной политике Наталья Михайловна Зеленская, профессионал и очень отзывчивый человек.

А теперь наш путь лежит в народный краеведческий музей, которому могут позавидовать музеи больших городов. Он открыт 10 февраля 1985 г. и занимает отдельно стоящее двухэтажное здание.

Вокруг под открытым небом, как положено, выставлены экспонаты-символы. Прежде всего – это кости и бивни морских исполинов, на которых чукчи охотились.

 

А вот стоит вагонетка, полная вольфрамо-оловянной руды. Богатейшие залежи этой бесценной руды были открыты в 1937 году в долине реки Иультинки В.И. Миляевым. Для решения проблемы с добычей и перевозкой (по морю) металла была построена трасса от рудников до залива, а на берегу был основан Эгвекинот.

 

 

Это произошло 16 июля 1946 года. В таких вагонетках (фирмы Anaconda) работающие в забое заключенные по рельсам выталкивали руду на поверхность.

В помещении музея мы встретили знакомый «экспонат» – Франсиса. Он уже закончил беседу с экскурсоводом и сообщил нам, что живет в комфортабельной гостинице "Рамкыльэран" (по-чукотски "дом для гостей"). Власти не взялись (как мы и предполагали) помочь ему в осуществлении бредовой идеи: переплыть на лодке (с мотоциклом на борту) пролив до Аляски. Но и не бросили его на произвол судьбы.

К счастью на рейде сейчас стоит круизный т\х «Профессор Хромов», который привез туристов на экскурсию к нулевому меридиану, и завтра отправляется в Анадырь. При содействии властей Франсиса с его МКТ берут на борт (как иностранца) с условием, что он расскажет о своих скитаниях по миру и по Чукотке туристам-иностранцам. Мы были счастливы, что все так устроилось и во второй (как оказалось, не в последний) раз попрощались с этим замечательным путешественником Fransis Lamotta из Гренобля (Франция).

В собрании музея находится свыше 14 тысяч экспонатов. Поражают залы, посвященные геологии и минералогии. На стеклянных витринах с подсветкой искрятся всеми цветами великолепные друзы. И все это – дары чукотской земли. С любовью оформлен материал по этносу, культуре северных народов, фауне флоре. Отдельный исторический зал повествует о плаваниях Беринга.

С удивлением мы узнали, что общепринятая версия об открытии залива Креста Витусом Берингом во время экспедиции, организованной Петром I, мягко говоря, спорна. Действительно, 1 августа 1728 года Беринг вошел в залив и присвоил ему имя Святого Креста в честь церковного праздника воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня.

Однако, согласно имеющимся архивным данным, Курбат Иванов, боярский сын, тобольский казак, летом 1660 года организовал и сам возглавил большую морскую экспедицию к северо-восточным берегам Чукотки. Иванов впервые посетил и положил позднее на карту под именем "Большая губа" нынешний залив Креста, а под именем "Малая губа" – бухту Провидения.

Сведения о выдающемся походе Иванова нашли отражение на географических картах ХVII и XVIII веков. Его "Большую губу" можно найти, например, на чертежах Ремезова, И. Львова и на карте И.Гомана .  Тем самым почти за 100 лет до "открытия" В. Берингом залива эти края уже были описаны и нанесены на карту. Курбат Иванов имеет полное право считаться первооткрывателем залива Креста.

Наполнены болью и горечью залы, посвященные ГУЛАГу и ВОВ. Но об этом лучше поговорить около соответствующих памятников.

На улице тепло и свежо. Пока мы постигали историю, прошел дождь. А вот и будущее Эгвекинота», щебеча и размахивая руками, шагает мимо. Детей в поселке много. Ясли, детсад, школа – все у них есть.

Эгвекинот расположен вдоль залива на 100 гектарах и в ширину ограничен с одной стороны водой залива, а с другой – сопками. Подъем начинается сразу за школой – нарядным трехэтажным зданием желтого цвета.

 

 

Выпускники школы с известным риском находят применение своей нерастраченной энергии, выбивая памятные надписи о прощании со школой на голых черных склонах ближайшей сопки.

У подножия разрисованной сопки протекает ручей Старательский, который, пройдя под поселком и объездной дорогой, впадает затем в залив Креста.

А на склонах противоположной сопки «Пионерская» обустроена горнолыжная база «Снежинка» с трассами, которые снабжены подъемниками. Это гордость Эгвекинота, ведь такого сооружения нет больше на побережье Чукотки.

 

 

 

 

Местные власти выделяют средства для развития горнолыжного спорта в округе, поэтому в ближайшее время здесь будут строиться новые базы.

 

Правее на склоне сопки Пионерская лицом к поселку возвышается памятник, посвященный событиям Великой Отечественной войны.

Как мы узнали в музее, он возведен 9 мая 1985 года в память о летчиках, перегонявших самолеты по известной на весь мир воздушной трассе Аляска-Сибирь-фронт.

В тяжелейших погодных условиях заполярной Чукотки герои «АлСиба» пилотировали бомбардировщики Б-25 «Митчелл», средние бомбардировщики-торпедоносцы А-20 «Бостон», истребители Р-40 «Киттихаук», Р-39 «Аэрокобра» и Р-63 «Кингкобра», транспортные самолеты Си-47 и некоторые другие. Не все достигали сибирского аэродрома, но «Никто не забыт и ничто не забыто»! Автор памятника – Константин Добриев.

Мы бродили в распадках между сопками, не удаляясь далеко. Все еще свежи в памяти встреченные на пути камазов медведи. Жителям Эгвекинота не надо уходить далеко от поселка, чтобы насобирать ягод шикши, голубики, брусники. Обильно растут в окрестностях грибы. Впрок заготавливают и так называемый "золотой корень" – родиолу розовую. Повсюду шныряют евражки - длиннохвостые суслики. Правильное название этого зверька - суслик Парри. Он носит имя английского капитана, исследовавшего Канадский арктический архипелаг в начале XIX века.

В один из дней мы прогулялись по Эгвекиноту вдоль берега залива Креста. Порт – его морские ворота, которые на замке, потому что здесь пограничная зона со всеми запретами (у нас были оформлены пропуска). Это перевалочный пункт для грузов, которые приплывают, а потом развозятся по всей Чукотке хорошо отлаженным и теперь известным нам путем (на камазах). А вот пассажирское сообщение «еле дышит». Еще в Москве мы поняли, что переезд из Эгвекинота в Анадырь – «узкое» место маршрута. Расстояние по прямой между ними всего 235 км.

Можно самолетом, но это очень проблематично (нет билетов и часто нет погоды). Можно сесть на теплоходик «Капитан Сотников», который летом курсирует вдоль побережья, если повезет. Нам не повезло: он застрял где-то в бухте Лаврентия во льдах (в июле !), и никто не знает, когда он победит их. Остаются грузовые суда, чаще всего углевозы – «угольщики». Но на них еще надо попасть, получив разрешение капитана и только его… Вроде все плохо, если забыть, что Чукотка – удивительная территория.

В первый же день пребывания, гуляя по поселку, мы встретили Якова, который обратился к нам с вопросами: « кто, откуда, куда?» Скоро мы поняли, что он послан нам провидением.

Яков Станиславович Палагнюк работает в Чукотской торговой компании (ЧТК), занимаясь проверкой всех судов ЧТК по каким-то сложным показателям. И, как это принято на Чукотке, он сразу взялся помочь нам уплыть в Анадырь.

А пока мы гуляем и наслаждаемся красотами бухты. По словам известного полярного летчика М.Каминского, «Анадырский хребет в сочетании с заливом Креста до сих пор считаю одним из чудес, сотворенных природой. Это самое красивое место на всем протяжении от Берингова пролива до Скандинавии».

Береговая линия залива причудливо изрезана, образуя прелестные бухточки, где хорошо клюет рыба. На самом дальнем мысе при въезде в поселок расположено старое кладбище. Оно было заброшено, но сейчас видны следы заботы и ухода. Среди надгробий возвышается только что восстановленная кладбищенская часовня в честь святителя Николая (покровителя всех моряков).

 

 

 

В часовне совершает молебны иеромонах Николай, постоянным местом служения которого является храм Святителя Николая в поселке Беринговский.

Мы бродим по отмелям, а вокруг летают бакланы. Эти крупные чайки везде чувствуют себя как дома. Наконец, по объездной дороге вдоль залива мы шагаем в сторону порта.

И, конечно, проходим мимо удивительного памятника, на который Павел указал нам в день приезда. Он находится почти у кромки воды на галечном холме, выровненном мраморными плитами.

На постаменте в рост человека, облицованном грубым булыжником, расположена необычная композиция: группа из двух человек работает под землей в забое шахты.

 

 

Один кайлом выбивает куски руды. Другой вывозит груженую рудой тачку. Одежда, изможденные лица, позы, тела, согнутые в непосильном труде… все указывает на то, что это – заключенные.

 

 

Из надписи мы узнаем, что памятник посвящен строителям Иультинской трассы, предназначенной для вывоза вольфрамо-оловянной руды из шахт к побережью.


Справка: С открытием в 1937 году в долине реки Иультинки В.И. Миляевым богатейших залежей вольфрама и олова (Иультинского месторождения) возникла проблема с добычей и транспортировкой металла. Для его освоения в рамках системы Дальстроя было организовано Строительное Управление "Чукотстрой". Основной его задачей было строительство горнорудного предприятия и трассы Эгвекинот-Иультин. 16 июля 1946 года теплоход "Советская Латвия", специально предназначенный для такой транспортировки, доставил первых 1500 поселенцев, основную массу которых составляли заключенные. Другой теплоход "Тобол" доставил дополнительно 2000 заключенных. Всего, предположительно, с 1946 по 1957 год через "Чукотлаг" прошло 40000 заключенных.

В короткий срок, преодолевая невероятные трудности, были построены поселки Эгвекинот, Иультин, Озерный, проложена трасса длиной 270 км., возведены электростанция, морской порт, автобаза, склады, жилые дома, объекты социальной сферы. Условия работы и содержания заключенных сейчас общеизвестны и еще раз иллюстрированы экспонатами местного музея.


Место для памятника выбрано очень удачно: он вынесен из жилого массива на берег и органично вписывается в пейзаж с холодными водами залива Креста и суровыми сопками на другом берегу. Хочется отдать низкий поклон жителям этого далекого края за их память о своей истории. Конечно, чтобы воздвигнуть такой памятник одного желания мало. Понадобилась воля руководства поселка и немалые денежные средства. Надо сказать, что Эгвекиноту «повезло» в решении этой сложной задачи. И все благодаря двум замечательным неравнодушным людям, понимающим важность такого дела и к тому же наделенным властью и необходимыми средствами.

Речь идет прежде всего об Александре Георгиевиче Максимове, который 25 лет (с 1989 г.) руководит Иультинским районом, административным центром которого является Эгвекинот. Это редкий случай, когда власть на своём месте и занимается управлением, а не царствованием.

Вторым действующим лицом является человек, которого хорошо знает большинство жителей Чукотки - Игорь Павлович Иванов, генеральный директор "Чукотской торговой компании" (ЧТК), которой он руководит с середины 1990-х годов. Сейчас ЧТК занимается не только торговлей, но строительством, а также перевозкой топлива по сёлам (компании принадлежит несколько сухогрузов). На фото - офис ЧТК.

И.П.Иванов не только успешный бизнесмен. Он - меценат в лучшем смысле этого слова. На собственные средства он строит упомянутую выше златоглавую церковь и воздвиг памятник "Строителям Иультинской трассы».

Вот такой редкий вид успешного сотрудничества «власти» и «крупного бизнеса» демонстрирует нам поселок на краю русской земли - Эгвекинот.

На фото запечатлен какой-то рабочий момент, в котором участвуют оба наших героя. Здесь справа стоит, наблюдая, А.Г.Максимов, а И.П.Иванов поднял руку в «указующем» жесте. Оба эти человека пользуются уважением и искренней любовью жителей, которые даже придумали свое шутливое название скорбному памятнику: «Максимов и Иванов трудятся на благо района».

Пока мы изучаем памятник, мимо по объездной дороге проносятся камазы. Вдруг очередной из них резко сигналит. В кабине Павел машет рукой – прощается с нами. Наши друзья-дальнобойщики начали свой обратный рейс в Билибино с новым грузом. Успеха им!!!

Наш доброжелатель Яков выполнил обещание и договорился с капитаном угольщика «Абакан» взять нас на борт. Отплывали мы поздно вечером 24 июля, чтобы утром пришвартоваться в Анадыре.

Стоило сухогрузу чуть удалиться от берега, и поселок Эгвекинот превратился в горсть разноцветных кубиков. А все обозримое пространство заняли черные безлесые сопки с языками снежников да серые воды холодного здесь Тихого океана.

Суровый край, «десять месяцев зима, остальное - лето», тяжелейшая борьба за выживание и природа, которая не прощает ошибок… Что же так привлекает сюда ? Мы не раз слышали о «тяге Севера» от бывалых и отнюдь не сентиментальных людей. Красоты этих диких пространств? Трудно ответить.

Сергей Несин, который много лет провел здесь, работая на приисках, так выразил свои ощущения:

Теперь, когда теплом уюта тебя ласкает материк,
Когда мороз не жалит люто, ты сердцем к прошлому приник.
Трястись не стоит подбородку, роняя капли горьких слез,
Но только, братцы, на Чукотку я на коленях бы пополз.

Вот и закончен наш второй этап путешествия – знакомство с материковой Чукоткой. В третьей части своей эпопеи мы расскажем о морском вояже вдоль берегов Чукотки (самого восточного побережья России) от столицы Чукотки города Анадырь до острова Врангеля и обратно.

 

15.03.01: 2414
Яндекс.Метрика