Отчет о поездке в Норвегию

Часть 5: день 9 (Троллетунге), день 10 (трудный спуск)

День девятый (6 июля) - Покорение Троллетунге

Просыпались несколько раз от ветра, думали палатку унесет, но она выстояла, кроме того, сдержала страшный дождь. Когда с утра вылезли из нашего домика в кружке было воды до краев, то есть ночью выпало минимум 5 см осадков.

Внутри же палатки было влажно, но не сыро, а вот гермомешок с вещами мы застегнуть забыли и шлемы, лежащие сверху промокли насквозь. Непередаваемое ощущение одевать на голову мокрый шлем – как ведро холодной воды вылить и остаться в нем. Но главное, это ботинки, ночевавшие в палатке были сохранены сухими.

В итоге наскоро позавтракав печеньями и чаем мы двинулись в горы через моросящий дождик. Чувствую, что мы не сможем быстро подняться, мы оставили за собой место в кемпинге, чтобы хотя бы было куда вернуться.

Поднимались в горы через пелену облаков и естественно изрядно промокли, но к счастью, поднявшись на смотровую площадку пешеходного маршрута мы были уже выше облаков и вне зоны постоянного дождя. На высоте 250 метров было пасмурно, но хотя бы не очень холодно.

Поставив мотоцикл на платную парковку мы с ужасом рассмотрели плакат со схемой предстоящего восхождения в 11 км в одну сторону и перепад высот около 1 км. Инструкция рекомендовала брать с собой много воды, одежды и крекинговые палки – в общем готовиться серьезно.

У нас же была одна пачка печенья и двухлитровая бутылка воды. Поэтому я купил еще одну пачку в ларьке около парковки (по немыслимой цене) и двинулись наверх. Было 10 часов утра.

Сразу дала о себе знать Пашина нога. Двигались мы ну очень медленно. Паша выбирал место для каждого шага, так как тропа была дикая и состояла из огромных валунов, временами достаточно шатких. 

Первая часть пути протяженностью около 1,7 км была самой сложной и поднимала путешественника на 1 км вверх, а далее дорога шла по плоскогорью. Этот участок пути раньше можно было преодолеть на фуникулере, но за ветхостью его закрыли, а на ремонт не выделили денег до сих пор. 

Вообще Норвегия очень богатая страна и деньги на фуникулер не выделили специально для сокращения числа желающих. Даже сейчас, по горной тропе постоянно идут люди с рюкзаками, палатками, детьми и собаками. Поэтому ограничение потока туристов выглядит разумным.

Тем не менее двигались мы очень медленно. Большинство туристов нас обгоняли. С нами вровень шли только худенькие и слабые девушки и люди с огромными рюкзаками, которые планировали там ночевать. Скорость нашего движения говорила о том, что вернемся мы только за полночь, а это было бы очень плохо. Но нас спасли белые норвежские ночи, сейчас тут светло круглые сутки.

Двигаясь наверх, мы с огромным трудом удержались от того, чтобы не сломать какое-нибудь деревце и сделать из него крекинговые палки. В итоге около часу дня мы преодолели первые два километра подъема и вышли на плоскогорье к месту прихода фуникулера. 

Здесь располагался небольшой поселок, а точнее дачи горожан, которые сейчас выглядели заброшенными. По стоящим тут снегоходам можно было понять, что зимой сюда приезжают кататься на лыжах. В пустынном поселке мы отдохнули, набрали воды из ручья и съели первую пачку печенья, купленного внизу. Так как время поджимало. Двинулись дальше. Паше ускориться особо не получилось, и мы продолжали двигаться со скоростью не более 2 км в час.

Путь по плоскогорью осложняли обильные ручьи и речушки, питаемые, из снежных шапок гор. Сейчас шапки дотаивали и речушки были вполне себе сильными. Медленно, но верно мы поднимались из зоны лесов в зону мхов и далее в зону камней и снега к нашему перевалу. 

Пройдя немного по снеговой шапке мы вышли к высокогорному озерцу в седловине перевала и по его снежному берегу пошли дальше. Снег на берегу подмывался внизу водой и мы видели как человек под тяжелым рюкзаком на всю ногу провалился вниз. Это очень опасно, т.к. можно, во-первых промочить ноги, а во-вторых повредить их об камни внизу.

Потихоньку продвигаясь вперед мы миновали спасательную хижину и приблизились к отметке 4 км до Троллетунге и 7 км от старта маршрута. Видя, что Пашина нога становится совсем плоха, а до нашей цели еще очень далеко, я отправился ускоренным темпом вперед разведать сложность дороги и сделать фото Троллетунге засветло.

Пробежав почти бегом 4 км за полтора часа, я обнаружил, что дальше дорога совсем не улучшается, а из-за сплошных камней и ручьев становится даже сложнее. Сделав несколько фотографий, я поспешил навстречу Паше и застал его уже в 2 км от скалы и даже попытался отговорить его от дальнейшего восхождения, но естественно, безуспешно, даже несмотря на больную ногу. 

Паша решил двигаться вперед и ему даже удалось значительно ускориться. Пока я переводил дух размышляя как нам быть дальше и где ночевать если погода ухудшиться, Паша двинул вперед и я догнал его только около Троллетунге. Тут мы пофотографировались и доели последнюю пачку печенья, оказавшегося, к нашему ужасу, низкокалорийным печеньем для похудения.

     

Двинулись обратно по плоскогорью, хотя было и не темно, но около семи часов стало сумрачно и можно было потерять тропу на спуск, отмеченную красными маячками в виде буквы Т, нарисованными красной краской на камнях. Двигались довольно уверенно. Снежные шапки на перевалах и языки в ущельях заметно подтаяли за день и пешеходные тропинки сместились выше по склонам. Идти было страшновато, так как все новые и новые куски снега сходили вниз по склону и теряли прочность.

Около половины девятого мы дошли до спасательной хижины и немного в ней отдохнули. Я разобрал рюкзак, чтобы достать сухие стельки для ботинок и носки (имеющиеся протерлись на ступнях) и к нашей величайшей радости нашел плитку шоколада, купленную еще в Колдинге. 

Съев шоколад и немного отдохнув мы снова пошли. У Паши болела нога в мокрых кедах (берцы с утра не налезли на больную ногу), а у меня напомнило о себе старое растяжение и двигались мы совсем медленно оба, изрядно хромая.

Начался дождь и стало совсем уныло, с грехом пополам доковыляли до высокогорного поселка, совершенно пустого в это время и немного тут отдохнули. Двинулись дальше, впереди самый трудный участок спуска – около километра вниз по каменистой тропе. Ноги не слушаются, болят и сил совсем нет. В итоге мы только к полуночи спустились на площадку с парковкой.

Немного отдышались, сели на мотоцикл и поехали в лагерь. Хорошо, что хотя бы палатку разбирать не нужно. По пути вниз заехали на заправку и взяли по два хот-дога. Желудок им не обрадовался, но хоть какая-то еда. Прибыв в лагерь нашли свою палатку сырой с лужицей внутри. Убираться сил не было, мы залезли в нее в одежде, свернулись калачом и мгновенно уснули.


День десятый (7 июля) - Трудный спуск и сплошные дожди

Ночью, как и в прошлый день, разыгрался настоящий ураган, собственно от него я проснулся около 4 часов утра. На удивление, ничего не болело, повернулся, посмотреть как паже и обнаружил, что он тоже не спит. Его колотила дрожь и выглядел он вообще плачевно. Спросил, как он себя чувствует и как ночь. Оказалось, Паша так и не смог заснуть всю ночь от боли. 

Стопа, помятая мотоциклом, после восхождения, болела как сумасшедшая. Паше было так скверно, что даже лежать он не мог и мы решили несмотря на рань подниматься, осматривать ногу и думать, что делать дальше. На ногу Паша наступить не мог и максимум что удалось одеть на нее – это расшнурованный кед.

Потратив около часа на сбор палатки и даже не думая о завтраке мы упаковались и я стал писать маме в надежде, что у Паши оформлена страховка. Естественно, говорил, что Паша просто подвернул ногу. Страховки не оказалось и перед нами было 2 пути – около 150 км на Ставангер, а от Троллетунгеуда на пароме в Данию с большим мотопробегом в Германию, либо 450 км до Осло, а оттуда можно было добраться почти в любую точку побережья Европы тоже паромом.

Так как Паша приняв обезболивающих, почувствовал себя получше, решили ехать в Осло – там и медицину найти легче, если что. А если с ногой все будет хорошо, то можно будет продолжить маршрут паромами.

Выдвинулись из кемпинга около 7 утра, сразу по выезду начался моросящий дождик. Пешеходу такой дождь может и не страшен, но на мотоцикле он очень ощутим, хотя и не сразу промачивает дождевик и многослойную одежду. Тем не менее мы остановились на автобусной остановке переждать. 

Ждали мы минут 20, даже заснули не надолго. Но дождь и не думал заканчиваться и мы решили двинуться дальше. Нас не покидала надежда, что выбравшись из долины дождей, мы окажемся в зоне хорошей погоды, нужно только проехать перевал.

Так, под дождем, большим или меньшим, мы потихоньку поднимались в горы, все сильнее промокая, замерзая и теряя бодрость духа. Остановились в небольшой кафешке около туннелей через перевал из-за усилившегося дождя. Но поесть не удалось, т.к. у нас закончились все наличные деньги, а карты в Норвегии принимают далеко не везде. Вершины уже были видны и через них постоянной чередой шли черные тучи. Надежды на перерыв в дожде не осталось и поехали вперед в надежде отдохнуть от дождя в тоннелях, общая длина которых более 10 км.

И вот, только отъехав от кафе, я случайно задеваю переключатель коробки передач из автоматической в механическую и наш поломанный после аварии мотоцикл глохнет намертво. Более того, передача застревает в положении третья передача, и не дает возможности завестись. Дергаем погнутую педаль переключения, толку ноль. Тогда я ссаживаю Пашу и пытаюсь завести мотоцикл качением под горку и откатываюсь к кафешке. Двигатель молчит. 

Степень моего отчаяния сложно передать. Сломанный мотоцикл в самой дальней точке маршрута, друг с обездвиженной ногой, огромный штраф за невозврат мотоцикла и пр. Все это придало мне сил и наверное удачи, и в одну из попыток подергать ручки переключения мотоцикла, наш красавец все-таки завелся.

Как у меня пела душа! Как я в этот момент любил нашего конька, и какую малую роль играла плохая погода – лишь бы двигатель работал, а остальное мелочи! Еще как радовался Паша, уже отчаявшийся ждать и ковылявший навстречу с горы, когда я выехал ему навстречу! В приподнятом духе мы оседлали наш мотоцикл и двинулись на перевал. Дождь поутих и мы были счастливы. Да еще боль в Пашиной ноге ослабла от таблеток.

Проехав туннели мы вышли на другую сторону гор. Тут были тучи без дождя, временами пробивалось солнышко. Наше настроение пошло в гору и мы с огромным удовольствием съели по хот-догу и выпили кофе на заправке. Как же тут дорого!!! Пачка сигарет стоит около 700 рублей. Паша впервые почувствовал, что когда хочется курить, то никаких денег не жалко.

Мы двинулись дальше, погода была хорошая, но дорога поднималась в горы, и судя по карте, нас ждал путь через плоскогорья. Мы не быстро тащились вверх через туннели вот оказались на плоскогорье. Какая же тут космическая красота! Ощущение будто на другой планете.

Белые заснеженные равнины сочетаются с черными озерами, очень низкие тучи, кажется в 50 метрах над головой, из-под которых пробивается еще утреннее солнце. В общем красота, но холодная и опасная. Дорога шла через редкие селения и отели, среди заснеженных озер.

И вот, на одной возвышенности мы заехали в тучу. Как же это неприятно, казалось, что едешь через сплошную взвесь из ледяных осколков, мельчайшие кристаллики осели на шлем и руки. Какое счастье, что мы купили перчатки и недавно обнаружили функцию подогрева рукояток. Выехав из тучи, мы попали в дождь, который все больше усиливался и мы спрятались в одну из автобусных остановок, больше похожую на стеклянную избу со входом как раковина улитки, чтобы защищать от ветра.

Немного отдохнув, мы продолжили путь уже существенно промокшие. К счастью, ноги пока были сухими. Смысла пережидать дождь не было, т.к. весь горизонт застилали тучи. Неожиданно начался такой сильный дождь, что прежде чем мы доехали до первого укрытия, оказались промокшими полностью. Все штаны от пояса и ниже, все ботинки были полны воды. 

Похлюпав пальцами внутри ботинка я снял их и вылил по стакану ледяной воды из каждого. Относительно сухими у меня остались плечи, т.к. их спас дождевик. У Паши осталась сухая грудь, т.к. я сидел перед ним и немного защищал от дождя.

Осмотрелись, где это мы? Оказалось, что мы проехали около 150 км, а впереди было еще 300! В душу закралась безнадега. Обратили внимание, что стоим на крыльце отеля и сразу закралась идея погреться, остановиться, переждать...

Но прикинули, что если сегодня мы не доберемся до Осло, то нам не хватит времени чтобы добраться до Франкфурта к пятнице. В итоге решили ехать не смотря ни на что, не останавливаться ни в кафе, ни на заправках. Потому что если остановимся, то не сможем собраться с силами, чтобы продолжать наш путь.

Выдохнув, оседлали мотоцикл. Особенно препротивное ощущение, как будто сели в холодную лужу. Бросили последний взгляд на отель, на термометр на двери, показывающий +13 градусов и поехали под ливнем дальше.

Последующие 60 км беспрерывного дождя сложно описать, если честно, то мало что запомнилось, кроме воды и холода. Грели только рукоятки и двигатель между колен. Иногда было ощущение, что мы срослись с мото. Двигались вперед и вперед, боясь остановиться. Дорога постепенно спускалась, становилось теплее, снег исчез. Мы ехали вниз по ущелью, а дождь не переставал.

Но вот замерцал датчик количества топлива и нужно было искать заправку и в это же время тучи начали расходиться. Выглянуло солнышко, а мы из последних сил доехали до первой встречной заправки. Но нет, мы не стали заливать бензин! Мы первым делом скинули с мотоцикла гермомешок, вытащили оттуда последний комплект сухих вещей, и прямо на заправке, никого не стесняясь, я разделся догола и переоделся в сухое. Какое же это наслаждение!

Немного отдышавшись, мы поехали дальше. Очень осторожно, пережидая опасные тучи и даже мельчайшие дожди. Так дорога была нам сухость. Остановились на заправке, тут пекло солнце и мы круглыми глазами смотрели на людей в шортах и мини-юбках. На удивление, не было усталости. Но все равно, решили поменяться за рулем. Кроме того, Паша чувствовал себя лучше. Хотя наверное, мы были на нерве.

Вокруг открылась прекрасная долина, зеленая, залитая солнцем и омытая недавним дождиком. Со склонов гор вокруг поднимались клубы испарений. Наверное, совсем скоро, коснувшись снежных шапок гор они опять прольются дождем. Но пока погода была отличная. Сидя сзади, я кажется немного поспал.

До Осло оставалось еще около 150 км и мы решили остановиться перекусить в первом небольшом городке Нотодден. Тут мы осмотрели кафешки, нашли очень уютную в Wi-Fi, с помощью которого забронировали отель в Осло. Теперь мы были уверены, что сможем до него добраться. В туалете кафе в мусоре я заметил выкинутые Пашей промокшие трусы и еле смог сдержаться на ногах от хохота. Тяга к сухому была непреодолима.

Оставшийся путь до Осло был приятен – хорошая дорога, теплая погода и уже около 5 часов вечера мы въезжали в город. Мы без труда нашли наш отель и поднялись в номер. В кои-то веки постельное белье!

Теперь можно было расслабиться и принять настоящий горячий душ, которого не было у нас уже пять дней! Также мы помыли кофры, обувь, а спальные мешки и палатку развесили по номеру на просушку.

Номер стал похож на цыганский табор. Выпили по 100 г виски для согрева и подумали о планах. Осмотрели Пашину ногу – на ней проступила синева между пальцами, но сама ступня выглядела прилична и почти не болела. 

Поэтому мы решили не менять первоначально задуманный маршрут, а только немного облегчить его, заменив очередной мотопробег паромом на Копенгаген. Для этого мы заказали билеты на паром на следующий день на 16.00 и со спокойной душой впервые за пять дней мгновенно заснули в нормальных постелях. Какое же это удовольствие!

 

15.01.10: 428
Яндекс.Метрика