Отчет о поездке в Шорию

По реке Мрассу, 2018 год

Прошло 60 лет.  На календаре 2018 год.

Многое изменилось в мире, в стране, в городах. Но для природы - это очень малый срок. Особенно для таких диких мест, как Горная Шория.  И СЕМЬЯ, куда входили постаревшие М.М. и Н.С. (участники первого похода 1958 года) со своими взрослыми сыновьями, не сомневалась, что увидит знакомые места. Ведь сохранились же их родной дом, школа, дом горняка в Таштаголе. Конечно, следовало внести коррективы в старые маршруты, учитывая, во-первых, возраст участников-родителей, и, во-вторых, отпущенное для осмотра малое время.

А вот ребята из МАИ в свои студенческие каникулы 1958 г. совершали лесные походы и сплав по реке Мрассу, не заботясь о текущих днях. Все эти факторы были учтены при разработке речной части похода Семьи. Конечно, объектом посещения осталась все та же река Мрассу.  В 1958 году отряд студентов прошел на плоту все 110 км. верхнего течения реки от поселка Мрассу до поселка Усть - Кабырза. Кроме того, чтобы попасть на реку, ребята несколько дней пешком добирались от Таштагола до реки, пройдя перевал, отделяющий долины рек Кондомы и Мрассу.  

В 2018 году решено было познакомиться с рекой Мрассу в ее нижнем течении на участке протяженностью 50 км.  от поселка Усть Кабырза до поселка Усть Анзас. Этот участок пригоден для прохождения моторных лодок. Кроме того, решено было частично захватить участок давнего маршрута 1958 года, поднявшись против течения Мрассу (на 30 км.), чтобы посетить такие достопримечательности как пещера «Грандиозная» и водопад «Фата невесты». Для осуществления задуманного, СЕМЬЯ в сопровождении Олеси (отв. работника турфирмы «Шория») 30 июля на машине выехала из Таштагола в Усть Кабырзу, расстояние между которыми 55 км. Вдоль хорошей дороги мелькали редкие жилые поселки. А удаленные от них отдельно стоящие дома снабжены средствами спутниковой связи.

 

На фото рядом с трактором образчик такой связи. Это белая будка с висящим на ней таксофоном, а рядом укреплена зеркало-антенна для связи со спутником. У старосты поселка хранится карта для оплаты разговора, выдаваемая районными властями. Каждый житель поселка может воспользоваться картой. Цивилизация пришла и в эти глухие места.
По дороге на Усть Кабырзу есть несколько памятных мест.

Прежде всего это ДОМ ШАМАНА
Уникальный тенгрианский храм в тайге уже третий год возводит житель шорской деревушки Средние Кичи Александр Тудегешев. Он – шаман потомственный. Его прабабушка была очень сильной шаманкой.  Александр рассказал: «Все началось с того, что мне приснился этот храм. Кто-то невидимый показал мне, как он должен выглядеть, место, где он должен стоять. Показали, что я буду здесь службы вести, молитвы читать. Вот я и решил его построить.».  После того вещего сна 41-летний Тудегешев оставил работу, распродал скот и начал возводить храм Бога неба «Тенгрэ». Вообще-то шаманы храмов не строят, к своим богам они обращаются под открытым небом.

 

Специальные места для проведения обрядов выбираются неслучайно — одним из признаков благословлённого места является наличие источника — аржана. По мнению Александра, кичинский родник — самое подходящее место для воплощения его идеи.

Тенгрианство – обозначение доисламской и добуддийской религии, в которой присутствует культ Тенгри, обожествлённого неба. «Эта вера раньше была у нас, только потом всё ушло в шаманизм, – поясняет Александр Тудегешев. – А по сути, что шаманизм, что тенгрианство – это родственные направления. В них всё одно: и божества, и покровители». Здесь многоярусный пантеон богов, между которыми сложные связи. Но главное божество – Ульгень. Во владениях высшего божества Ульгеня имеется 9 небес. На первом, самом нижнем небе кошкан, помещается молния сарыджы — плеть для бело-сивого коня Ульгеня, гром — удары этой плетью. В середине первого неба санчи живет его хозяин, у которого свой дом, жена, дети. Второе небо называется кок кур — синий пояс, где помещается синяя часть радуги тенгричелизе. Третье — кызыл кур — красный пояс, четвертое — кыр кур — серый пояс, пятое — кектамош кур — голубой пояс, а шестое – кызыл тенгри — красное небо, там живут красные женщины. На седьмом небе находятся луна и звезды, на восьмом — солнце, на девятом живет Ульгень — доброе верховное божество».

Дом шамана - сооружение и впрямь необычное. Другого такого в Кузбассе нет. Внутри еще нет экспозиции, но есть элементы камлания шамана: тотемы и магические предметы. Но прежде всего, это священный бубен, к которому нельзя прикасаться. Его может брать в руки только шаман. К слову, и этот бубен, и одежду шамана, увешанную разными ленточками, Александр изготовил собственноручно. 
Всё внутреннее убранство храма он сделал сам. На верхней фасадной части храма изображен красный орел с развернутыми крыльями. «Одному человеку было видение, что надо на храме изобразить эту птицу».
Около храма есть места поклонения. Например, священные камни около родника. Они огорожены гирляндами ленточек, которые вешают, загадывая желания, туристы. Но это просто ритуал от незнания.

Александр говорит, что «Шаманы и от болезней лечили, и предсказывали судьбу, управляли природой, зверями, с духами общались. Сильные шаманы могли и с Богом общаться, кто слабее – только с земными духами природы. Вот, например, у шорцев есть священная береза, пайхаза, на которую ленточки вешают. Она тоже как святая. Она живет в трех мирах. Корни ее – это нижний мир, ствол – средний, а ветки и листья – верхний мир. Вот и шаман должен общаться с духами во всех мирах. Но при этом он остается светлым».

Предполагается, что Дом шамана может стать не только туристическим объектом, но и родовым центром всего шорского народа. В будущем здесь будут проходить Советы шаманов Кузбасса.

 

Мы проезжаем по открытым привольным местам. Здесь много рек и речек. Сопки, покрытые глухой тайгой, отступили к горизонту. Справа течёт прозрачная речка, сначала Кичи, затем Пурла, ну а ближе к Усть-Кизесу – многоводный Пызас… На склонах жители с. Кичи оборудовали покосы.

 

В 30 км от Таштагола справа от дороги река Кезес впадает в реку Пызас, а слева стоит указатель еще одного знакового места – село Усть Кезес. В нем мало домов и одна улица Мостовая (фото ниже). На 2010 год в нем проживало 24 человека. И тем не менее село в 1990 - годы было известно во всем спортивном мире, благодаря человеку, чье лицо смотрит с транспаранта. Это – Юрий Иванович Арбачаков, легендарный боксёр, который в своей весовой категории стал первым в истории России чемпионом мира в профессиональном боксе.

Юрий родился 22 октября 1966 года 10-м ребенком в многодетной шорской семье и провел детство здесь. Мальчик из маленького села, как это принято, воспитывался в школе-интернат города Таштагол, Об этой школе, которую закончил и М.М., уже рассказано в предыдущей главе.
Здесь царил строгий режим дня, что сформировало характер будущего боксера. Мальчик был очень координированным, ловким и быстрым. Именно выдающиеся скоростные качества, как сейчас вспоминает Юрий, в первую очередь и помогли ему добиться успехов на первых важных соревнованиях. В 1989 году, выиграв чемпионат СССР, он был включён в состав сборной СССР и стал чемпионом Европы и чемпионом мира в любительском боксе. Всего на любительском уровне Юрий провёл 186 боёв, в 165 из них он победил.

В 1990 году Юрий Арбачаков заключил контракт с японским клубом «Киоэй-боксинг» и перешёл в профессионалы. В июне 1992 года в бою с тайцем Муангчаем Киттикейземом он завоевал титул чемпиона мира в наилегчайшем весе (до 51 кг.) и вошёл в историю как первый российский боксёр, ставший чемпионом мира среди профессионалов по версии этой организации.  За 4,5 года Юрий 9 раз защитил титул чемпиона мира. Он одолел лучших боксёров дивизиона: Муангчай Киттикейзем (в реванше), Рауль Хуарес, Хуго Рафаэль Сото, Чатчай Сасакул. 12 ноября 1997 года Арбачаков решением судей уступил в реванше тайцу Чатчаю Сасакулу. 

Это стало первым и единственным поражением россиянина на профессиональном ринге. После этого боя Юрий завершил карьеру. Вот таких бойцов рождает Горная Шория.

А мы приближаемся к пункту нашего назначения - поселку Усть- Кабырза. Он расположен в месте слияния трех рек: Кабырза, Мрассу и Пызас. С последнего перевала открывается замечательная картина места слияния этих рек. Село расположено практически на острове: – река Мрассу огибает деревню Усть-Кабырза широкой петлей, а река Пызас перерезает оставшийся перешеек наполовину его ширины.

 

Вот как выглядит село глазами парапланеристов: (фото с сайта ntkrw.ru): видно, как более чистая (черная) Кабырза впадает в мутную Мрассу. А тонкая линия на горизонте - это Пызас...

Деревня красивая, крупная, живая. Это центр летнего туризма, отсюда начинается множество сплавов по реке Мрассу. А между тем электричество в Усть-Кабырзу провели только в 2001 году. До этого дизель-генератор подавал электричество по 2 часа в день утром и вечером. А хлеб там пекут до сих пор в дровяной печи — обалденно вкусный хлеб!!!

Здесь же находится въезд на территорию Шорского национального парка. Пункт оформления пропусков расположен на главной улице села, на берегу Мрассу. Оформление обязательно, так как в лесу и на воде свирепствует экологический контроль в виде летучих отрядов. Мы в дальнейшем столкнулись с его работой и стремительными действиями (правда, не в отношении нас).

 

Шорский национальный парк расположен на территории Таштагольского Административного района. Организован в 1990 году на основании постановления Совета Министров РСФСР. Протяженность территории нацпарка с севера на юг - 110 км, с востока на запад - 90 км. Администрация нацпарка находится в г. Таштагол. По данным лесоустройства 2000 г. площадь парка составляет 413843 га. В состав нацпарка входит 5 лесничеств: Усть-Анзасское, Чилису-Анзасское, Верхне-Кабырзинское, Чулешское,  Верхне-Мрасское.

Туристические маршруты национального парка: 
«Мрассу — Усть- Кабырза». Водный. 110 км, «Усть- Кабырза». Водный. 70 км
«Сосновка - Таштагол». Комбиниров. 40 км «Таштагол - Кабук». Автомоб. (летом). 90 км
На территории Шорского нацпарка находятся 25 памятников природы(П\П), из них 6 наиболее доступны и посещаемы: Водопад «Сага» — гидрологический П\П; «Кизасские пещеры» — геологический П\П; Пещера «Надежда» — геологический П\П; «Памятник солдату» — геологический П\П; Скала «Пьющий слон» — геологический П\П Воклюз «Кабукский» — гидрологический П\П.

Пока Олеся готовит документы, мы осматриваемся. У въезда в село на берегу реки расположен гостевой дом УЮТ», где мы остановились. Погода хорошая, и он не пустует. Загорает и купается молодежь. На стоянке видны машины.  Напротив дома, через реку виден живописный скальный массив, покрытый лесом.
Нам отвели час, чтобы загрузиться в номера и пообедать. Затем Олеся пригласила нас на берег Мрассу для начала экскурсии.

 

У реки мы обратили внимание на длинные лодки, стоящие вдоль берега. Это «визитная карточка» Кабырзы, своего рода достопримечательность. Узкие и нереально длинные лодки только на первый взгляд кажутся не слишком устойчивыми, но на волнах Мрассу они, как рыба в воде. Местные жители вместо общественного транспорта используют лодки, ведь рек тут больше, чем дорог, и добраться до соседней деревни на моторке значительно легче.

 

Нас уже ждал хозяин лодки и проводник Александр Александрович (далее А.А) в спасжилете и высоких сапогах. Мы тоже облачились в яркие спасжилеты, и Олеся рассадила нас попарно на узкие скамейки. Длина лодки – 4.1 м., ширина – 1.42 м., вместимость 4 человека (нас было шестеро). Можно идти на веслах, или на моторе, мощность которого не больше 10 л.сил. Остойчивый корпус, рассчитан на посадку на самом краю борта для спиннинговой рыбалки.

 

 

Итак, наша команда готова к отплытию. А план на сегодня таков. Подняться вверх по реке Мрассу против течения, чтобы посмотреть два интересных места: пещеру «Грандиозная» и кардон Кабук с водопадом «Фата невесты». До пещеры расстояние по реке 20 км. А кардон Кабук отстоит дальше еще на 10 км. В результате, «бывшие студенты» Н.С. и М.М. в этой поездке на моторке против течения повторят 30 км., которые прошел их плот в 1958 году перед завершением своего пути в Усть Кабырзе. Тогда река была совсем пустынна. А все «изюминки» берегов (водопады, воклюзы, пещеры…) река Мрассу хранила в подарок для будущих туристов.

 

А.А. завел мотор, и перед пассажирами лодки, как перед зрителями в театре, поплыли панорамы берегов. Они постоянно менялись, но все были прекрасны первозданной красотой нетронутой природы.
Густой хвойный лес в низинах и распадках сменялся частоколом скалистых гребней, за которые бесстрашно цеплялись ели и пихты. Река петляла, и хотелось задержать ее стремительный бег, чтобы крикнуть: «Остановись мгновение, ты – прекрасно!»

 

 

Вот за очередным поворотом открылась галечная отмель, а за ней по лестнице можно подняться на поляну, где расположен кордон КАРЧИТ. На обрыве нас приветствует уродливая, высеченная из целого ствола, деревянная скульптура ЙЕТИ, как его представляют себе туристы. Кордон сегодня пуст. Он ухожен и готов принять гостей. До Кабырзы отсюда 15 км. Обычно люди сюда приезжают на рыбалку, по ягоды и покупаться в выходные дни.Со всех сторон вплотную подступает лес. Молодой сторож быстро сооружает нам чаек и желает счастливого пути.

 

И вот уже снова наша «пирога» скользит по гладкой воде. Окружающий пейзаж меняется. Мы вплываем в горный массив, состоящий из причудливых скальных нагромождений. Внутри них полно пещер на все вкусы и физическую подготовку. Мы направляемся к самой известной и посещаемой в этих местах ГРАНДИОЗНОЙ пещере.

 

На высоте в скалах, как амбразуры, видны разной формы выходы из внутренних полостей. Но они недоступны. Вообще, здесь не рекомендуется заниматься самодеятельностью, отыскивая «свой» вход. Для этого нужно снаряжение и опыт скалолазания, а внутри – навыки спелеолога. Вход в Грандиозную пещеру находится на высоте 50 метров над рекой. К нему ведет крутая тропинка, по которой мы, карабкаясь, попадаем на площадку перед пещерой.

Со смотровой площадки посетитель попадает в обширный и полный чудесных каменных «находок» световой грот. Это – «прихожая» в апартаменты самой пещеры.  Она оформлена природой «со вкусом» и дает представление о бесконечном разнообразии и красоте скальных конструкций. Ниже приведены отдельные композиции.

Солнечный свет, преломляясь и отражаясь, окрашивает стены в разные цвета: желтые, фиолетовые... Как следует из описания, чтобы попасть из входного грота в полость пещеры, нужно подняться вверх по вертикальному «колодцу» (камину или «шкуродеру» ) на 18-20 метров.
На данном фото видно начало входа в вертикальный «колодец».
Для этого требуется специальное снаряжение. Не случайно, посещение пещеры – это мероприятие, которое занимает весь день.

У нас не было такой цели. К этому не располагал возраст, да и время поджимало. Нам вполне хватило впечатлений от сказочного оформления входного грота.
Выходя из Грандиозной пещеры, мы загадали желание: хорошо бы наши внуки Сережа и Петя в течение своей долгой интересной жизни выделили несколько дней, чтобы посетить пещеры Горной Шории и вспомнили при этом нас.

 
Последний снимок на память 

А дальше следовал спуск «на пятой точке» по крутой тропе к реке. Мы покинули пещеру, но горы нас не отпускали.  Они выставляли навстречу свои изъеденные временем бока, показывали все новые панорамы причудливого взаимодействия древнего камня и зеленого леса. И в этой извечной борьбе побеждал лес, расширяя своими корнями трещины в камне и захватывая все новые поверхности. Это борьба на века!
Сплошная каменная гряда, наконец, завершилась вертикальным утесом. Дальше пошли более пологие места. Появились поляны, покрытые цветочным ковром.

 

Наш кормчий А.А. уверенно вел свое судно к кордону «КАБУК». Название «Кабук» в переводе с шорского означает «пена». Главная достопримечательность кордона «Кабукский» - это воклюз. Он вытекает из-под скалы прямо на кордоне и метров через 30 впадает в реку Мрас-Су. Течёт быстро, пенится и шумит. Вода в Кабукском источнике всегда ледяная, какая бы жара не стояла.  Из-за неровностей склона поток воды разбивается на множество узких ручейков. Они сетью, как покрывало, располагаются по зеленому склону. Туристы дали ему романтическое название «Фата невесты». Воклю́з — карстовый источник, так называемый сифон-источник, обладающий большим дебитом и непрекращающимся стоком в периоды маловодья.

Описан впервые во Франции в департаменте Воклюз. Это название стало нарицательным для таких источников. Там же находится самый глубокий воклюз в мире, уходящий под землю на глубину 315 метров. На кордоне есть , где переночевать, работает баня.

 

У лесника здесь целое хозяйство с собакой   и кошкой.  Дело к вечеру, и нам пора возвращаться. Мы умываемся ледяной водой из воклюза и размещаемся в лодке по своим местам. До Кабырзы 30 км, но теперь плывем по течению. А по берегам вновь вырастают отвесные скалы, уходя подошвами прямо в воду.
Моторка несется как птица, и с ее дороги не успевают убраться выводки уток с утятами. Некоторые стайки уток благоразумно жмутся к берегу. Живности здесь достаточно, ведь это Шорский заповедник.

 

Олеся предупреждает, что около Усть-Кабырзы не исключена встреча с инспекторами заповедника. Будет проверка наличия разрешения на плавание в заповедных местах. Оно у нас оформлено. А вот и контроль! Инспектора на моторках прижали к берегу «беспачпортную» группу на надувных лодках. Проверяющие не церемонятся: на берег летят мешки, содержимое которых тут же вытряхивается на землю. Ищут браконьерскую дичь и рыбу. Штрафы солидные…

А впереди уже просматривается пешеходный подвесной мост через Мрассу. Он построен компанией Евразруда (собственник Таштагольского и Шерегешского железных рудников). Раньше через реку переправлялись только на моторках. Мы прощаемся до завтра с нашим капитаном и направляемся в «УЮТ» ужинать и отдыхать.

 

На следующий день утро опять выдалось прекрасное. Видимо, какие-то высшие силы (судьба, карма, рок…) прониклись нашей трогательной попыткой заглянуть в прошлое и…. создают условия. Но сначала нам придется вкусить «ложку дегтя в бочке меда». Ибо на фоне необыкновенной природы нельзя забывать о трагических страшных страницах истории. Сегодня мы посещаем «Шорский ГУЛАГ».

На окраине Кабырзы есть территория, огороженная забором с колючей проволокой. Внутри нее воссоздан облик лагеря заключенных системы ГУЛАГ. Таких лагерей было много в Кемеровской области. Это один из них в натуральную величину. Снаружи над входными воротами под красной звездой - всем известный лозунг. Внутри за воротами с изнанки звезды - тоже лозунг, но иного содержания. Для тех, кто переступал черту ворот, жизнь менялась, как эти лозунги. Труд заключенного измерялся нормой выработки на лесоповале. Норма в день была 6 кубометров древесины. Тогда выдавался полный паек.

 

Экскурсовод ведет нас по службам и баракам. Она не называет число заключенных, число погибших, не сгущает краски в описании быта и службы наказания. Зачем? Все и так все знают. В этом уже давно нет тайны. Просто неодушевленные помещения каждый мысленно заполняет согласно своей осведомленности, воображения.

Памятник «звенящая память»: под фермой на колючей проволоке висят маленькие колокольчики и звенят под ветром……. как погибшие души.
Рельс - это «колокол». для призыва на работу. Сторожевая вышка.

Исправительно Трудовой Лагерь (ИТЛ) оставляет тягостное впечатление. Зачем нужна его экспозиция? Наверное, чтобы помнили:  о тысячах загубленных жизней, о людях, жестокое наказание которых стократно превышало их вину, и чтобы не повторилось. Каждый, прошедший по этим камням, уходит с тяжелым сердцем и невольным чувством вины.

Нам еще нужно заглянуть в «УЮТ», чтобы забрать все пожитки, так как в Кабырзу мы больше не вернемся. А у берега, обняв свой драгоценный мотор, нас уже поджидает капитан.

Надеемся, теперь нас ждут положительные эмоции, чудесные виды, забота Олеси и А.А. В путь!!!

Студенты в 1958 году закончили свой сплав на плоту по верхней Мрассу в Усть Кабырзе.   Семья, т.е. мы, в 2018 году немного повторили их путь, поднявшись против течения на 30 км. для осмотра Грандиозной пещеры и Кабукского воклюза.

Сейчас наша цель - продолжить знакомство с рекой Мрассу, но уже в ее среднем течении. Ширина реки здесь до 50 м, на плесах глубина до 3 м, скорость течения 2-3 км/час. Этот участок заканчивается через 55 км у поселка Усть - Анзас.

Последний нижний участок Мрассу – для спортивных групп, так как включает прохождение Хомутовских порогов. Заканчивает свой путь Мрассу впадением в реку Томь. Ландшафт вдоль всей Мрассу все тот же –  сочетание скал, хвойного леса и текучей воды – это Горная Шория.

Иногда останавливаемся на отмелях, чтобы рассмотреть отвесные скалы со сколами и темными провалами в скрытые пещеры. А за поворотом реки картина берега меняется: вместо неприступных скал видны скрученные жгутами каменные «потоки, текущие» прямо в реку. Иногда скалы нависают над водой, скрывая подводные гроты.

Олеся хочет показать нам очередную «изюминку» на берегу реки – водопад Сага. А.А. уверенно швартуется и принимает все меры предосторожности для сохранности лодки – здесь оживленное место. К водопаду предстоит пройти по заболоченной тропке. Водопад «Сага» – уникальный гидрологический памятник природы на территории Шорского национального парка. Водопад расположен в небольшом каньоне в 200 метров от левого берега реки Мрас-Су.

Это ручей Шолбычак, падая с 18 метров, образует водопад из нескольких каскадов. Последний – самый большой, 15-ти метровый. Горные потоки воды, разбиваясь о камни, успокаиваются в озерце с небольшим гротом, который переходит в пещеру с очень узким входом. Попасть в нее не получится. Зато в озерце можно искупаться.

На склонах водопадной стенки растет княжик сибирский. В долине - краснокнижные виды растений: венерин башмачок крупноцветковый, кандык сибирский, саранка (лилия кудреватая), анемоноидес алтайский, примула куртозовидна.

В районе водопада место открытое, здесь - настоящее буйство цветущих растений. Человек пропадает в них с головой. Наш «главный фотограф» Костя нашел себе работу по душе: красоту цветов мы увезем с собой.  Среди этого разнотравья высятся вековые кедры, обхватить которые не под силу 4-м членам семьи.
Чудесное местечко водопад «Сага». Делаем фото на память! 

 

Но пора двигаться к нашей «пироге». И сразу оказывается, что это непросто – ручей на дороге. За дело берется наш «главный спасатель» - Дима. Благодаря его умению балансировать, мы сохранили приличный вид. И капитан пустил нас на борт.

Мы снова плывем по течению, любуясь бесконечными композициями камня всех оттенков и зеленой хвои деревьев. Вторая половина дня, пора и перекусить. На первой же подходящей отмели устраиваем привал. Мы не будем разводить костер. Олеся предусмотрительно запаслась термосами с горячим чаем. Остается только нарезать и разложить закуску.   Выстраивается очередь проголодавшихся.

 

Час отдыха, и каждый занимается «любимым» делом.

Наконец, капитан зовет всех «на палубу».  Предстоит последний большой переход до Усть-Анзаса – конечной точки нашего плавания. На прощание река разворачивает все новые и такие необычные сюжеты.
Вот проплыл древний, весь изъеденный временем, утес с зеленой шапкой на макушке. А в следующих 2-х кадрах высоко над водой в скалах просматриваются горизонтальные площадки и загадочные темные отверстия. За ними, могут быть очередные пещеры, темные и холодные даже летом. Они ждут и зовут.
Но берега уже не так пустынны. Чувствуется близость человеческого жилья. Вон стадо, идущее вдоль берега. Шорцы не знают слово «пастух», скот содержат на свободном выпасе.  Зато на шее каждой скотины висит колокольчик и звенит.

Наш капитан вписывается в крутой поворот, и перед зрителями разворачивается панорама поселка Усть- Анзас.  Он лежит в ложбине. Сверху просматриваются просторные дали в лесистых сопках. Здесь кончается «средняя» часть реки Мрассу, пригодная для семейного плавания. Дальше - «нижняя» Мрассу. Она будет испытывать плывущих на прочность. Там более чем на 6 км. протянулись знаменитые Хомутовские пороги. На их счету не одна человеческая жертва. Река Мрассу в этих краях служит естественной границей между цивилизацией и «настоящей Шорией», к которой относится Усть Анзас.

Наземная дорога из Кабырзы кончается на противоположном берегу, и наша лодка пригодится для переправы в поселок и обратно. Здесь находится интересный музей шорского быта под открытым небом ТАЗГОЛ.

 Мы выгружаемся из лодки и начинаем взбираться по косогору вверх. Путь преграждают заборы без калиток. Оказывается, шорцы не утруждают себя устройством проходов, а просто перелезают через жерди. Следуем их примеру.

 

Усть – Анзас  имеет удивительную историю.
Начать с того, что в 2000 году ему исполнилось 317 лет. С тех пор эта дата выложена на склоне сопки камнями. Она появилась с легкой руки Д.Н.Торчакова, возглавлявший власть в поселке почти 39 лет. Основывался он на список, выданный ему в архиве Таштагольской администрации. В свою очередь на запрос в Томский архив был ответ, что улус Усть-Анзасский впервые появляется в ревизских сказках (т.е. ясачных списках).  

В эпоху средневековья через Усть-Анзас проходил торговый путь из Енисейских степей в верховья Бии и далее в Монголию и Казахские степи. Иногда его называют северным ответвлением Великого шелкового пути. Об этих событиях свидетельствует реконструкция захоронения Кыргызского воина на верхней надпойменной террасе экомузея «Тазгол». И это было во 2 веке до нашей эры!

Не менее интересна новейшая история, следы которой мы видим перед собой в виде старого заколоченного дома с замком на двери. На нем висит табличка «Дом Миссионера». Странное название, имеющее свою историю.

Миссионер Василий Вербицкий организовал строительство Троицкого храма и дома для Мрасского миссионера в п. Усть-Анзас, которое завершилось в конце XIX в. Этот самый большой жилой дом в Усть-Анзасе был построен специально для семьи миссионера шорца Павла Кадымаева. История этого человека столь же трагичная, сколь и обычна для начала XX века. С 1913 года он – предстоятель Мрасского отделения Алтайской духовной миссии, важный человек по меркам Горной Шории, с большим домом и солидным храмом в посёлке Усть-Анзас. 

Но уже через 5 лет, по не зависящим от Павла Андреевича причинам, его статус резко поменялся на «врага трудового народа». Последствия не заставили себя ждать. Последнего шорского миссионера выгнали из дома вместе с семьёй. Кадымаев умер от туберкулёза в 1918 году в каком-то сарае на краю деревни. О судьбе его жены и 6 детей надежных данных нет. Место его захоронения доподлинно неизвестно. Даже сейчас, спустя 100 лет, этот дом пользуется дурной славой из-за якобы живущего в нем привидения несчастного священника. Никто не хочет селиться рядом.

Рядом с домом миссионера (он на заднем плане) мы встретили группу людей, работающих над расчисткой фундамента Троицкого храма, который был построен для православной миссии известным Вербицким, а потом снесен при гонении на церковь в 30-х годах. Сейчас под покровительством Новокузнецкой епархии храм восстанавливается. Но пока под руководством отца Игоря (крайний справа) работы ведутся только силами его семьи и волонтеров. Сказывается отсутствие средств и стройматериалов, а также удаленность. Наш Костя тоже принадлежит славному братству волонтеров, восстанавливал, например, церкви на Севере… Он быстро нашел общий язык со священником отцом Игорем, уже о чем-то договариваясь.

Дом миссионера и Троицкий храм - это только одна сторона музея под открытым небом Тазгол, что в переводе означает «ровный луг». Он начал создаваться с 1991 года на выделенной площади в 5 гектаров, включая лесной участок, где расположены постройки и предметы шорского быта. Местный экскурсовод повел нас туда.

Идол - предмет культовых обрядов шорцев. Здесь можно видеть и хозяйственные строения. Действующая баня. Дом кузнеца с наковальней и горном.

В отдельной избе из двух комнат хранятся предметы быта из повседневной жизни шорцев. Надо сказать, что музей нуждается в доработке и оформлении. Экспозиция еще далека от завершения. Здесь явно нужно дополнительное финансирование и бескорыстный труд волонтеров.

В поселке живет около 90 человек, школы нет, дети учатся в интернате Таштагола.
В период бездорожья раз в неделю в поселок из города летает вертолет. Билет для местных стоит 155 руб., для гостей – 700 руб.  Есть почта, но связь налажена плохо. На вопрос: «Как же вызвать скорую помощь?», следует ответ: «Нужно подняться на священную для шорцев гору «девятиголовый Айган», что возвышается напротив поселка. На ней шаманы подкармливали горных духов самогонкой. Там всегда действует сотовая связь». Как, оказывается, все просто: взбежал на вершину и вызвал машину.

Мы прощаемся с Усть Анзасом и последний раз садимся в лодку, переезжая на другой берег, где нас уже ждет машина. С высокого косогора бросаем взгляд на Мрассу. Здесь лесистые берега без скальных выступов и река спокойна. Но там, за поворотом, скоро начнутся Хомутовские пороги. И все плывущие туда «увидят небо в алмазах».

 

Мы благодарим капитана Александра Александровича за мастерство вождения и доброжелательность. Он сейчас поведет свое суденышко против течения в Кабырзу уже в темноте. Но дело это привычное.

А нам предстоит с Олесей прокатится на машине 70 км. по грунтовым дорогам. Мы проедем до поселка Шерегеш севернее Таштагола, не заезжая в него. Прибудем в Шерегеш мы уже ночью. Нам заказан отель и ужин.

А завтра начнется наше знакомство с горами Шории.

ВЕРНУТЬСЯ В ОТЧЕТ О ПОЕЗДКЕ

19.03.11: 13
Яндекс.Метрика